Встречали — как президента. - Религия
Бронированные машины, мигалки, милиция повсюду, дорогие одежды... Патриарх приехал благословить верующих.
Корреспонденты «Крестьянина» визит владыки наблюдали со стороны простых смертных — то есть тех, кого держали за мощным оцеплением милиции. Таких было много — сотни и сотни. Одни пришли действительно с верой, другие - как на концерт эстрадной звезды: «увидеть главного из церковных». Верующие — понятно. А на остальных, рискну предположить, подействовала напористая пиар-кампания владыки: примерно за неделю до высочайшего визита Ростов запестрел растяжками и баннерами с надписями: «С нами Бог и патриарх Кирилл!» Нескромно, зато эффективно. Почему-то вспомнились последние визиты премьера Владимира Путина — никаких плакатов на центральных улицах, никакой имидж-рекламы... Впрочем, Путин приезжает чаще, чем патриарх, к нему почти привыкли. А вот главу православной церкви Ростов-на-Дону последний раз приветствовал почти десять лет назад (тогда на патриаршем престоле был Алексий II). Кроме того, для нового владыки Кирилла это первый визит на донскую землю в качестве патриарха.
Горожане и чиновники по такому случаю навели доселе невиданный порядок вокруг кафедрального собора — убрали все торговые лотки, «подчистили» улицы от попрошаек и пьяниц, вечно валяющихся близ православного магазина. Вымели площадь и даже наспех, поверх ржавчины и следов от объявлений, выкрасили два столба, несущих электропровода, — самых ближних к памятнику перед собором...
- Хоть бы глянуть, какой он, батюшка наш! - трогательно переживала старушка в кружевном белом платке. - Вы не знаете, он на площадь выйдет?
- Вряд ли, экран же поставили... - ответила ей молодая женщина с ребёнком на руках.
На площади действительно поставили огромный экран и динамики, чтобы все пришедшие могли видеть и слышать происходящее внутри собора (он был переполнен).
Патриарх прибыл на службу прямо из аэропорта. Его, священнослужителей и чиновников, встречавших владыку у трапа самолёта, доставил кортеж машин с мигалками и тонированными стёклами. Если бы народ не знал, кто приедет, наверняка подумали бы, что везут самого президента. Впрочем, по сути, Кирилл - действительно лидер страны, религиозный лидер. Другое дело, что современная церковь оказалась тесно связана с политикой. Иначе как объяснить, что патриарха всюду сопровождали не только религиозные чины, но и чины государственные - руководство города и области, заместители губернатора? Как понимать, что организацией первосвятительского визита занималось не только епархиальное управление, но и администрация области?
Зная о том, какой Кирилл сильный оратор, многие ожидали от него политического выступления. Однако патриарх в своём первом приветственном слове больше говорил об истории донского края и о празднике Покрова, о Боге и вере. Он призвал верующих к единению и общей молитве.
Не имея возможности благословить каждого пришедшего в собор, Кирилл распорядился всем верующим раздать маленькие иконки с его благословением. Кроме того, патриарх передал в дар собору Феодоровскую икону Божией Матери. В ответ архиепископ Ростовский Пантелеимон преподнёс его святейшеству образ небесного покровителя города Ростов-на-Дону святителя Димитрия Ростовского.
Не менее торжественной и официальной была программа патриаршего визита на следующий день: владыка возглавил божественную литургию в Свято-Вознесенском кафедральном соборе Новочеркасска, передал новочеркасцам икону Донской Божией Матери. А затем патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил президентское кадетское знамя, которое будет вручено лучшему кадетскому корпусу в 2010 году, и принял участие в работе совета при президенте Российской Федерации по делам казачества.
Вообще, новочеркасская часть визита вся была посвящена казакам. И не только потому, что в этот день по центральной площади маршировали бравые казаки и кадеты, а общественность обсуждала проблемы казачества на круглых столах. В приветственной новочеркасской речи патриарх много говорил о судьбе казачества и его роли в укреплении «веры, царя и отечества». А вот это уже было ближе к политике.