Воровать - так миллионы

Похоже, антикоррупционные меры, предпринятые президентом, парламентом, приносят первые плоды. Но какие! Российские чиновники перестали мелочиться. Средний размер взятки вырос до миллиона рублей.

«Боятся рисковать, а уж если решились, берут по крупному», - пояснил на недавней встрече с руководителями общественных организаций, связанных с антикоррупционой деятельностью генерал-майор МВД Александр Назаров.

И всё же некоторые попадаются. По сведениям того же А. Назарова, сейчас возбуждены уголовные дела в отношении девяти руководителей департаментов и управлений федеральных министерств и ведомств, тринадцати замов глав регионов и семи руководителей муниципальных образований. Злачными местами для взяточников остаётся малый и средний бизнес, где по большей части «пасутся» проверяющие. За полгода здесь удалось «накрыть» и привлечь к уголовной ответственности около сотни таможенников, сто тридцать судебных приставов, тринадцать служащих пожарного надзора.

- Это лишь вершина айсберга, - сказал в беседе с корреспондентом «Крестьянина» бывший высокий милицейский чин, а ныне генерал-лейтенант в отставке Александр Гуров. – Большинство предпринимателей не выдают мздоимцев, боятся их мести.

В среднем на взятки, коррупцию бизнес вынужден тратить до десяти процентов своих доходов. Зато для него теряют реальный смысл такие понятия, как «противозаконно», «запрещено». Они всего лишь означают: «Можно, но дорого». «Нет налогового инспектора, с которым нельзя договориться. Всё дело в сумме», - цинично заметил однажды в неформальной беседе с журналистами финансовый директор одной из крупных торговых фирм.

Воровали в России всегда. Но, скажем, при советской власти большие деньги не имели столь серьёзного значения. Нечего было на них купить. Да и чрезмерный достаток вызывал подозрения окружающих. Сегодня иные критерии: ты успешен, если богат. Хотя, по логике, должно быть наоборот: богат - потому что успешен. Никого не удивляет, что госслужащий, получающий около тридцати тысяч рублей в месяц, имеет особняк на престижной столичной Рублевке, дорогие автомобили, виллу на заграничном курорте. Как говорится. откуда дровишки? Вот примерная такса чиновника-мздоимца (о ней, кстати, «Крестьянин» писал ещё год назад): «откат» за подписание госзаказа – двадцать процентов его стоимости, за поставки на экспорт дешёвого газа – половина разницы между ценой рыночной и договорной, ускоренный возврат НДС – десять процентов этой суммы. И так далее. За год расценки лишь выросли.

Месяц назад министр внутренних дел Рашид Нургалиев объявил войну коррупции и взяточничеству в своей системе. На днях он вынужден был признать: успехи весьма скромные, мздоимец не отказывается от пагубной страсти. Обнаружены крупные взяточнике в аппарате министерства. Всего же с начала года, по данным самого МВД, здесь выявлено свыше сорока тысяч подобных нарушений. Что ж, люди, искушенные в вопросах права, как никто другой понимают: риск окупится. Если и дадут срок, то капиталы останутся. Да и от тюрьмы с их помощью можно откупиться. Президентское указание декларировать доходы госслужащих вызывают у них лишь улыбку. Недвижимость, банковские счета можно переписать на подставных лиц.

- Неужто и впрямь нет управы на взяточников, коррупционеров? – спрашиваю известного юриста, депутата Госдумы Виктора Илюхина.

- Есть, - отвечает. – Надо ввести в закон статью о конфискации имущества. Но пробить её парламенту не удается.

- Почему?

- Потому что у многих власть предержащих имущество сомнительного происхождения.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: События
Газета: Газета Крестьянин