KR-News.Ru - Информационный портал Ростовской области
Published on KR-News.Ru - Информационный портал Ростовской области (https://www.krestianin.ru)

Главная > Испытание на прочность: южнороссийский рынок сельхозтехники во время валютных колебаний

12.05.2020 12:51

Ситуация с коронавирусом, а также изменения курса рубля влияют на все сферы, связанные с сельским хозяйством. Рушатся торговые цепочки, растут цены, происходят задержки поставок. 

Рынок сельхозтехники – один из важнейших для АПК. От того, насколько доступна техника и запчасти, зависит не только уборочная кампания 2020 года, но и посевная нового сезона. Какие изменения происходят на рынке сельхозтехники? Какие проблемы испытывают производители, дилеры и как это отразится на стратегиях продаж техники? 
Что будет с запчастями? На эти и другие вопросы отвечают спикеры нашего проекта.

«Квоты на экспорт зерна – главный риск для рынка сельхозмашиностроения на сегодня»

Константин Бабкин, совладелец завода «Ростсельмаш», президент ассоциации «Росспецмаш»:

– Пока что большого влияния на отечественное сельхозмашиностроение ни текущие цены на нефть, ни курс рубля, ни коронавирус не оказывают. «Ростсельмаш» работает в прежнем режиме, по оценкам маркетологов, по продажам этот год будет на уровне предыдущего – планируем реализовать в России не менее 5 тысяч комбайнов и 600 тракторов. Есть надежды и на увеличение экспорта, но посмотрим. На совете директоров ассоциации «Росспецмаш» коллеги из других предприятий поделились схожими ощущениями.

Некий статистический казус заключается в том, что в первом квартале 2020 года продажи отечественной сельхозтехники оказались на 30% выше, чем за аналогичный период прошлого года. Но это именно казус, поскольку в прошлом году был большой спад в первом квартале, а сейчас мы идём на обычном уровне. Прогноз такой: не будет ни большого роста, ни спада.

Главные риски на сегодня состоят в том, что правительство может ввести ограничения на экспорт зерна и другой продукции сельского хозяйства. Собственно, оно уже это делает, введены квоты на экспорт зерна, и они уже исчерпаны, продажи остановились (с 1 апреля правительство ввело квоту на экспорт пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы в размере 7 млн тонн, она будет действовать до 30 июня. – Прим. ред.). И мы не знаем, что будет дальше, какие меры примут власти. Если и дальше начнут ограничивать, что это скажется негативно. Это может вызвать обвал цен, падение рентабельности в АПК, уменьшение инвестиций крестьян в развитие своих хозяйств и как следствие – снижение закупок сельхозтехники. Конечно, цена на пшеницу ниже 8 тысяч рублей за тонну остановит рынок сельхозтехники.

Есть ли проблемы с закупкой комплектующих из других стран? Китай уже запустился в полном объёме, российские заводы работают. Ситуация вселяла нервозность в первые недели эпидемии, но сейчас проблем здесь нет. Есть некоторая нервозность относительно итальянских и немецких поставщиков, там половина предприятий до сих пор не работает. Но постепенно заводы запускаются, и мы надеемся, что перебои с поставками из Европы не приведут к перебоям на российских конвейерах. Думаю, проскочим и всё будет нормально.

Колебания курса валют незначительно сказываются на себестоимости российской техники. Особого всплеска не произошло. Доля зарубежных комплектующих есть, но она невелика. 

Влияет ли на рынок то, что до сих пор не принята программа 1432 (согласно ей государство компенсирует машиностроителям скидку на технику, которую те предоставляют аграриям. – Прим. ред.)? Да, действие программы приостановлено, не выплачены долги за прошлый год… Но есть заявление премьер-министра, он недавно заверил, что программа будет принята в ближайшие дни-недели и всё заработает. Финансирование выделено в размере 10 млрд рублей, хотя нужно 15 млрд. Подобная ситуация бывает ежегодно. Программа действует шесть лет, и стрессовые моменты возникают периодически, а потом правительство их преодолевает. Мы верим властям, что всё будет хорошо, и торгуем по-прежнему со скидкой. 

Других существенных рисков для отечественного АПК я не вижу. Людям надо кушать и во время карантина тоже. Причин для падения цен на продовольствие нет. 

«Мы чувствуем оживление на рынке»

Ральф Бендиш, генеральный директор ООО «Клаас»:

– В последние годы наш завод показывает положительную динамику по объёмам производства. По предварительным данным, в 2020 году рост общего количества выпускаемых машин составит 15%. Мы действительно чувствуем оживление на рынке, которое отмечается дополнительным спросом. Однако данная активность закономерна ввиду сезонности и проведения полевых работ, которые не останавливаются даже в период пандемии.

Вообще же, ситуация с развитием коронавирусной инфекции оказала влияние на все сферы экономики, включая сельхозмашиностроение. На заводе «Клаас» также были внесены коррективы в работу. С 30 марта по 12 апреля мы приостановили производство, хотя входим в перечень системообразующих предприятий России и можем продолжать работать даже в условиях пандемии. Однако мы осознанно пошли на этот шаг, чтобы обезопасить наших сотрудников. Пауза в деятельности завода не повлияла на выполнение ранее заявленных объёмов производства машин. Реализация и отгрузка техники с завода не останавливались и проходили в штатном режиме. Дилеры Claas осуществляют сервисное обслуживание и снабжение запчастями в регионах без задержек.

Повлияет ли валютная ситуация на стоимость продукции?

С первого дня своей деятельности в Краснодарском крае перед нами стояла задача постепенной локализации производства. Сегодня можно смело говорить о том, что завод «Клаас» – это предприятие с высоким уровнем локализации. Это существенно снизило зависимость нашего производства от импорта компонентов – и таким образом от валютных колебаний. Уже несколько лет стоимость и отпускная цена техники с завода в Краснодаре фиксируется на весь год и формируется в рублях. Эти факторы помогли нам обеспечить прозрачные условия для клиентов, которые могут рассчитывать на стабильные предложения по приобретению техники Claas в России в течение всего года.

Изменения цен для фермеров может произойти при условии внесения корректировок в постановление 1432, где определяется уровень субсидирования цены со стороны государства.

Конечно, ожидание новых правил программы 1432 создаёт некоторое напряжение среди аграриев. Но мы ещё в начале года приняли решение продолжить практику предоставления скидки нашим клиентам, и у нас нет повода сомневаться в том, что правительство компенсирует их как за прошлый, так и за этот год. Мы ожидаем публикацию обновлённой версии в мае текущего года. На сегодня программа 1432 остаётся основным инструментом поддержки аграриев страны и, по нашему мнению, должна быть продолжена ввиду её эффективности.

Какие риски для технического перевооружения аграриев есть в этом сезоне? Основной риск для продолжения технического перевооружения страны лежит в снижении покупательной способности аграриев. Сейчас довольно трудно давать оценку, так как ситуация осложняется пандемией. В течение последнего времени государство активно поддерживало сельское хозяйство. Этот год покажет, какой запас прочности накопили отрасль и наши аграрии. Но уже сегодня можно с уверенностью сказать, что меры государственной поддержки недостаточны. Можно обратить внимание на вопросы, направленные на послабление налоговой нагрузки и усиление контроля цен на ГСМ, а также дальнейшее расширение программ субсидирования приобретения техники.

«От влияния пандемии спасли жёсткие корпоративные правила»

Рустем ТУИШЕВ, директор ООО «Бауэр» – официального дилера CLAAS в девяти регионах России:

– Компания Claas останавливала отдельные заводы в Германии и Франции в связи с ограничительными мерами, принятыми в этих странах, но на нашей компании это никак не сказалось. Товарно-складские запасы ООО «Бауэр» позволяют некоторое время работать автономно.

В апреле отгрузки с европейских заводов возобновились, а с завода Claas в Краснодаре – и не останавливались. Сейчас производство работает в нормальном режиме.

Никаких перебоев ни с техникой, ни с запчастями мы не ощутили.

Я уверен, что проблем не возникнет и дальше. Сервисные склады пополняются каждый сезон перед основными сельхозработами, поэтому запасы запчастей не снижаются. Мы живём по своим очень жёстким корпоративным правилам: внешняя среда может вносить коррективы в нашу работу, но сама система – продаж, обслуживания, поставок – была выстроена таким образом, чтобы в любой момент клиенты Claas могли приобрести сельхозтехнику или получить нашу поддержку.

Работу сервисных бригад мы не останавливали, хотя, признаюсь, были сложности с их передвижением между регионами. Мы обслуживаем Ростовскую область, Ставропольский край, Калмыкию и республики Северного Кавказа. В каждом субъекте установлены свои ограничительные меры, отличается контрольно-пропускная система.

Нам пришлось перестроить деятельность нескольких бригад, но в целом на работе сервисного центра это не отразилось.

Многие беспокоятся, что в результате изменения курса валют техника Claas сильно подорожает. Могу сказать о той номенклатуре, которую мы реализуем: все цены сохранены на докризисном уровне. Техника Claas локализована в России, её стоимость выражена в рублях, и цены с прошлого года не менялись.

В апреле мы стали участниками «антивирусной» программы «Росагролизинга», по которой технику Claas можно приобрести с отсрочкой платежей на год. Это выгодное предложение: фактически для покупки хозяйству нужно только желание.

Сельхозпроизводители, однако, опасаются сейчас делать капитальные вложения, тратить деньги на техническое перевооружение. Спрос отложен, потому что аграриев беспокоит, каким будет урожай. В Ростовской области ряд территорий страдает от засухи: от полутора до двух месяцев не выпадало осадков. Мягкая зима привела к очень интенсивному развитию злаковых культур, но в тот момент, когда посевы должны были получить питание и стимул к росту, влаги не оказалось. Поэтому состояние озимых вызывает опасения. Думаю, ближе ко второй половине мая виды на урожай прояснятся. Если погода даст основания ожидать хорошего сбора зерна,  аграрии начнут приобретать сельхозтехнику и мы увидим всплеск продаж. А пока клиенты «Бауэр» приобретают только самое необходимое – технику для уборки. Активные продажи идут в основном в сегменте зерноуборочных комбайнов.
www.bauer-claas.ru
Тел.: +7 863 33 33 515 / 516.

Продажи импортных сельхозмашин упали

Павел Репников, президент ассоциации дилеров сельхозтехники АСХОД: 

– Как рынок реагирует на ситуацию с коронавирусом и валютными колебаниями? Цены поднялись, и многие клиенты теперь берут паузу в приобретении техники. Покупают только самое необходимое, а долгосрочные инвестиции откладывают, пока не уляжется курс. Покупки отложены на конец мая, июнь. В первую очередь это касается импортных машин. Рынок замер, каждый месяц это потери 8% продаж.

Те же дилеры, кто продаёт отечественную сельхозтехнику, настроены позитивно, поскольку спрос на их продукцию повышается. Но тут тоже не всё однозначно, поскольку и в российской технике применяется большое количество комплектующих из-за рубежа: в первую очередь, Китая и стран Европы. Цена может вырасти и на них.

Коронавирус повлиял и на логистические цепочки. Минимум две недели в Европе многие заводы не работали, а значит, примерно на этот же срок будет разрыв в поставке комплектующих. А вот к Китаю, насколько мне известно, не было никаких претензий ни от одного российского производителя даже в разгар эпидемии. Сейчас производство в этой стране полностью восстановлено.

Что касается запчастей, то наполняемость складов до 95% от номенклатуры соблюдается практически у всех крупных дилеров. Запчасти всегда востребованы. Но есть позиции необычные, есть модели старых образцов, которые уже не поддерживаются дилерами. С такими запчастями могут быть проблемы, их придётся ждать.

С отправкой сервисных бригад больших трудностей быть не должно. Да, есть регионы, где перемещение свободно, а есть те, что перекрыты. Но это всё не фатально – оформляются документы, и люди едут. Просто стало больше бумажной работы.

Начало действия программы 1432 глобального влияния на рынок не окажет. Это скорее маркетинговый ход со стороны российских машиностроителей, чтобы увеличить продажи. У них и так достаточно инструментов, чтобы продавать, тот же «Росагролизинг». 

Будет ли долгосрочной переориентация на отечественную технику? Вряд ли. Импортные машины покупают потому, что они надёжнее. Когда гектары исчисляются десятками тысяч, а выход из строя той или иной техники может привести к фатальным потерям. Бесперебойность процессов важна. Можно работать и российской технике, но шанс, что где-то случится прокол, что не хватит запчастей или потребуется больше времени для ремонта, он выше. И поэтому, когда валютная ситуация исправится, спрос на импортную технику, скорее всего, восстановится в полном объёме.

Смарт-технологии – разумный подход в агробизнесе

Армен НАЛБАНДЯН, директор компании «Лилиани»: 

– Коронавирус не только серьёзная эпидемиологическая проблема, но и вызов для традиционных концепций ведения дел. Парадигма роста производительности труда, минимизации затрат и инвестиций – необходимое условие развития бизнеса. И агробизнес в этом контексте не исключение.  

Профиль деятельности нашей компании базируется на продвижении инновационных смарт-технологий агрологистики.  Мы разрабатываем и производим технику для хранения зерна в пластиковых рукавах, а также бункеры-перегрузчики. В последние месяцы наблюдается существенный спрос на нашу технику. Формируется тренд более разумного использования ресурсов, что выражается, в частности, в расширении применения современной трёхзвенной концепции уборки и сева. Например, исключив простои комбайнов и автомашин, которые неизбежны при традиционной 2-звенной уборке (комбайны + автомашины), переходом на 3-звенную систему (комбайны + бункер-перегрузчик с трактором + автомашины), хозяйства ускоряют в среднем на 30-40% скорость выполнения уборочных работ. Следовательно, сокращают продолжительность жатвы на 30-40%, и вместе с этим – риски потерь от погодных катаклизмов, самоосыпания/истекания зерна. В деньгах это – увеличение выручки на 15-20%, а прибыли – 30-40%. А применением тойже техники – бункера-перегрузчика, при севе – для «скоростной» загрузки семенами или удобрениями посевного агрегата, хозяйства сокращают простой сеялок и тракторов до 10 раз, увеличив скорость сева на 30-40%. 

Отдельно отмечу, что при обоих изменениях технологии побочно достигается эффект снижения себестоимости на 30%. 

Ещё одни изменения в агробизнесе ожидаются в новой системе организации жатвы – в ранней уборке зерновых. В перспективе ближайших нескольких лет те, кто проигнорирует эту возможность, окажутся аутсайдерами или отстанут от соседей на 30-40% в доходах. Почему? Если вкратце, это перенос сроков начала уборки и его старт при влажности 20-22%. С сохранением влажного зерна прекрасно справляются пластиковые рукава (технология продвигается нашей компанией с 2003 года), а сушка производится путём высокоточного миксования влажного и пересушенного зерна двухсекционным бункером-перегрузчиком «Лилиани». Неочевидный, на первый взгляд, эффект складывается из нескольких составляющих: сокращение потерь зерна от растягивания уборки, её более высокое качество, сохранение влажности в ранее убранном зерне и восстановление влажности в пересушенном зерне, снижение инвестиций, а также затрат на дополнительный персонал. 

 По части поставок импортных комплектующих проблем не испытываем. Поэтому поставки запасных частей как импортного, так и нашего производства обеспечиваем в полном объёме. Что касается программы 1432, то особо на неё ставок не делаем. Для наших клиентов это не имеет ключевого значения. Более важным инструментом являются субсидированные кредиты и программы Росагролизинга. По лизингу сейчас очень высокая активность в связи с антивирусной программой, с нулевым авансом и отсрочкой платежей на год (действует до конца мая). 

Основные продажи у нас происходят путём использования этих систем льготного финансирования.

«Ситуация на рынке сельхозтехники не прогнозируема»

Галина Кудрявцева, гендиректор ООО «Торгово-выставочный комплекс “Южный”»: 

– В кризисный период сельхозпредприятия чаще всего отдают предпочтение отечественной технике. Это обусловлено не только более низкой ценой приобретения, но и стоимостью эксплуатации, качеством сервисного обслуживания и доступностью запасных частей. В связи с карантином наша работа изменилась незначительно: большая часть офисных сотрудников была переведена на дистанционную работу. Рабочий график технического персонала остался ненормированным, так как весенне-полевые работы невозможно приостановить, и техническое сопровождение, соответственно, тоже.

Сервисный центр работает в штатном режиме, на гарантийном обслуживании находится свыше 300 тракторов и более 200 прицепных агрегатов. Простой техники недопустим, срок устранения отказов по тракторам «Кировец», к примеру, составляет 48 часов. С момента начала ограничительных мер наши специалисты по закупкам проделали серьёзную работу, изучили статистику отказов и аналитику по гарантийным работам. И сейчас на складах компании находится запас расходных материалов и запчастей на несколько месяцев вперёд. По крупнейшим отраслевым предприятиям сроки приостановки производства или были минимальны (до двух недель), или их не было вовсе. Так что перебоев с поставками запчастей на технику российского производства точно не предвидится.

В целом же ситуация на рынке отечественной сельхозтехники не прогнозируема. Помимо рыночных факторов и погодных условий этот сегмент рынка очень отзывчив на экономические рычаги в форме различных видов господдержки – от субсидирования приобретения техники до софинансирования крупных инвестпроектов в АПК, а также госрегулирования экспорта сельхозпродукции. Однако по нашему опыту знаем, что в периоды экономических кризисов дальновидные руководители и собственники агробизнеса корректируют свои инвестпрограммы в сторону импортозамещения. Кроме того, вторая половина года близка, а основные приобретения сельхозпредприятия планируют «с урожая». Мы надеемся, что конъюнктура рынка позволит им провести  техническое обновление, а нам вернуть объёмы продаж на уровень прошлого года.

Стоит ли ждать повышения цен на продукцию в связи с валютными колебаниями? Однозначно, да. Многие заводы уже несколько раз с начала апреля поднимали цены.

«На плаву удержится не каждый»

Владимир Болдин, гендиректор ГК «Альтаир»: 

– Мы поставляем технику отечественных и зарубежных производителей. Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, то сейчас наблюдается падение продаж на 15-20%. Снижение курса рубля оказало существенное давление на рынок: понятно, что там, где дело касается импортных машин, мы можем предлагать по выгодной рублёвой цене только технику, выкупленную ранее. Там, где велика валютная составляющая, возникают сложности. Валютные курсы меняются, и это настораживает крестьян. Они откладывают покупку, ожидая стабильности.

Конечно, мы держим связь со своими поставщиками, они идут нам навстречу, делают акции. Это позволяет продавать технику по фиксированному курсу, который ниже, чем у Центробанка. Погрузчики JCB мы вообще получаем в рублях, это не валютная история. Давно работаем так: компания на какой-то период фиксирует курс, и расчёты ведутся в рублях. Мы успешно распродали все погрузчики. Но поскольку завод в Британии пока закрыт из-за карантина, мы принимаем заказы с открытой датой поставки по старой рублёвой цене. Как только завод откроется, эти заказы будут исполнены в первую очередь.

Ещё большее влияние на продажи оказывает текущая засуха – в преддверии уборки аграрии хотят понимать, каким будет урожай и как будет складываться цена на сельхозпродукцию. В данный момент сложно что-то прогнозировать. Время покажет. Все немного напряглись.

Задержки поставок пока существенно на нашей работе не отражаются. Есть достаточный запас техники и запчастей (95-97% от номенклатуры)  и у нас, и на российских складах наших партнёров. Есть бренды, технику которых мы поставляем напрямую из Европы – например, бельгийская компания Joskin, датский производитель Dal-Bo, там с логистикой чуть сложнее. Но особых проблем пока не было. На днях, например, осуществили поставку чешских почвообрабатывающих машин Bednar и немецких жаток Geringhoff.

Конечно, коронавирус повлиял на нашу работу. Строго соблюдаем карантинные мероприятия. Склады, оформление документов, сервис – всё это работает в дежурном режиме, а остальные, по возможности, удалённо. Выезды в другие регионы? Мы постарались закрыть заявки теми сервисными бригадами, которые территориально расположены в соответствующих регионах. Понятно, это не всегда получается. Тогда оформляем необходимые документы и отправляем сервисный экипаж с основной базы. В любом случае все заявки мы выполняем.

Вообще, в глобальном плане этот кризис повлияет на рынок сельхозтехники в более долгосрочной перспективе, чем кажется. На самом деле в дилерской сети не всё так хорошо. В конце прошлого года ассоциация АСХОД опубликовала любопытный анализ. Рентабельность дилерской сети от былых 4% активно движется к 1,5%, и ряд компаний, не имеющих больших оборотных средств, просто будут вынуждены уйти с рынка. Идёт глобализация, и большое количество земли сосредотачивается в крупных агрохолдингах. Соответственно, весомая часть техники работает именно там. При этом холдинги жёстко диктуют условия – требуют демонстрации машин в работе, хотят иметь возможность сравнивать машины разных производителей. Дилер несёт серьёзные дополнительные затраты, которые никак не компенсируются. К примеру, чтобы показать в работе посевной комплекс его надо разобрать, привезти (а это негабаритный груз), собрать в поле… Показать в работе, разобрать, увезти обратно. А гарантии покупки нет.

Плюс холдинги, делая пакетные закупки, ждут скидок, выгодных предложений и т. д. Иногда итогом проведённых демонстрационных мероприятий становится вердикт: «К сожалению, нам сократили финансирование. Пополняем земельный фонд». Акценты в этом случае ставятся на расширение земельного банка. Перевооружение уходит на второй план. Всё это только снижает дилерскую маржу. Не каждый в такой ситуации сможет удержаться на плаву.

Сложности с коронавирусом усугубляют данную ситуацию. Кризис проверяет предприятия на прочность. Кто-то уже обанкротился, кто-то держится на плаву. Когда всё это закончится и какими мы оттуда выйдем… Непонятно. В любом случае, темпы обновления техники будут меньше, чем до кризиса. Нашей компании здесь придаёт устойчивости то, что есть достаточные ресурсы, есть мощное сервисное подразделение и хорошая обеспеченность запчастями. Есть опыт и хорошая команда. Без работы мы точно не останемся.

Выразить свое отношение: 
  • Вверх
    50%
  • вниз
    50%
Теги: Ростовская областьрынок сельхозтехникиквот на экспорт зернапродажи импортных сельхозмашин
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин

Похожие материалы

Импортозамещение со скрипом

Донской АПК в преддверии сладкой жизни

Пустыня наступает

Исключить из перечня опасных

  • Общество
  • Закон
  • Политика
  • Экономика
  • Образование
  • Культура
  • Здоровье
  • Полезные советы
  • Блоги

ИД «Крестьянин»: 344003, Ростов-на-Дону, ул. Города Волос, д. 6, 8 этаж, оф. 843

Тел./факс: +7 (863) 282-83-13

Учредитель: ЗАО «Издательский дом «Крестьянин»

Создание сайта - Ra-Don.ru

© ИД «Крестьянин» 2001-2021. При использовании материалов сайта активная ссылка на публикацию обязательна. Возрастная категория сайта: 16+. Комментарии на сайте не премодерируются. Информация для правообладателей

Ирина Владимировна Самохина – генеральный директор ЗАО «ИД «Крестьянин», тел.: (863) 282-83-13 (director@krestianin.ru)

 

 

(function(i,s,o,g,r,a,m){i['GoogleAnalyticsObject']=r;i[r]=i[r]||function(){ (i[r].q=i[r].q||[]).push(arguments)},i[r].l=1*new Date();a=s.createElement(o), m=s.getElementsByTagName(o)[0];a.async=1;a.src=g;m.parentNode.insertBefore(a,m) })(window,document,'script','//www.google-analytics.com/analytics.js','ga'); ga('create', 'UA-4452598-1', 'auto'); ga('send', 'pageview'); <\/a>")//--> Rambler's Top100 Яндекс.Метрика try { var yaCounter231665 = new Ya.Metrika({id:231665, webvisor:true, clickmap:true, accurateTrackBounce:true}); } catch(e) { }

Источник: https://www.krestianin.ru/articles/59446-ispytanie-na-prochnost-yuzhnorossiyskiy-rynok-selhoztehniki-vo-vremya-valyutnyh