Что ждёт сельское хозяйство в 2016-м
РАБОТНИКИ АПК стараются избегать прогнозов – слишком много факторов влияния, не зависящих от них. Тем не менее аграрии попытались проанализировать, какие тенденции прошлого года и действия властей повлияют на отрасль в 2016-м.
Николай ПОПИВНЕНКО, фермер, руководитель ООО «Аврора» Ростовской области:
– Всё зависит от инфляции, цен, возможности реализовать продукцию. Если говорить о прогнозе урожая – осень была не очень благоприятная, потом выпали долгожданные осадки, и поля пополнили запасы влаги. Озимая пшеница сейчас входит в норму, и есть надежда на урожай, но главное покажет зима и весна 2016 года. Тем не менее на средний урожай озимой мы должны рассчитывать, если никаких неожиданностей не случится.
Такого ещё с советского периода не было, чтобы два года подряд был рекордно высокий урожай, обычно после подъёма следует спад. Но надо учитывать изменения климата – мы сейчас по нему становимся ближе к западной Европе.
У фермеров оптимизм есть, но многое зависит не от нас: будем ли мы так же экспортировать зерно или оно останется на внутреннем рынке, как дальше будут складываться отношения с разными странами, той же Турцией. Нам хочется верить в лучшее, мы сделали всё, чтоб посеять и в следующем году получить урожай. Остальное зависит даже не от экономики, а от политики.
Любовь ЖЕЛЕЗНАЯ, директор ПКФ «Маяк»:
– Мы должны начать переработку и не сырьё, а готовый продукт поставлять на экспорт. Это не только моё желание, это и требование жизни, и реальная возможность. Уже заключаются договоры с фермерами и хозяйствами, которые раньше зерно отгружали на экспорт, а теперь дают нам на переработку. Сегодня есть спрос на готовый продукт в Иране, Индии, Иордании, Китае – нам не нужно бояться ухода с этого рынка Турции. И добавленная стоимость при переработке продукта останется у нас в стране – мы не будем сырьевым придатком других стран, которые перерабатывают наше зерно и потом по всему миру поставляют готовую продукцию. Этими условиями надо воспользоваться, включить мозги и начать работать.
Александр РОДИН, руководитель АККОР Ростовской области:
– По поводу урожая чиновники полны оптимизма. А реальная картина такова: нужно больше вкладывать в технологии. А с деньгами-то проблема. Финансовое состояние крестьян будет хуже, чем в 2015 году.
Особенность сельского хозяйства, в частности растениеводства, такова, что кризисные явления доходят на год позже, чем в других отраслях. Урожай убрали – продали, а потом начинают расти цены. Значит, за вырученные деньги получится меньше купить горючего, средств защиты, семян. Значит, потребность в кредитах увеличится, а поскольку процентные ставки высокие и получить их сложно, будут не выполняться технологии. Рассчитывать на увеличение урожая можно только на бумаге – за счёт приписок.
Кроме цен большую роль играет отток населения с сельских территорий. Можно как угодно строить планы, но без людей их не реализовать. За последние четыре года в 63 регионах России сельское население уменьшилось на 1 млн 30 тысяч. За это же время население Москвы увеличилось на 670 тысяч, Санкт-Петербурга – на 350 тысяч. Сокращается ежегодно число фермерских хозяйств, и в следующем году тенденция продолжится. Поэтому нельзя говорить о развитии сельского хозяйства, сейчас пока идёт его восстановление до уровня 1990 года. Для сравнения: урожай 1990 года – 116 млн тонн, 2015-го – 104,3 млн тонн, скота тогда было в три раза больше, чем сейчас.
Надо скорректировать политику сельхозотрасли – развивать в первую очередь фермерство, которое будет взаимодействовать с крупными хозяйствами через контракты. Сегодня что получается: все стремятся сделать замкнутый цикл от поля до прилавка. При этом вся прибыль остаётся внутри системы, так зачем же вы госпомощь просите? Она должна идти крестьянам, а крупный бизнес не имеет права получать господдержку. На деле получается наоборот – агрохолдинги получают больше фермеров. У нас всё сельское хозяйство сводится к тому, чтобы разделить деньги среди своих.
Александр ШИПУЛИН, член Общественной палаты РФ, создатель КФХ «Тёплый стан» в Краснодарском крае.
– Проблемы будут только усугубляться. Потому что надо помогать в первую очередь мелким производителям. Они получают господдержку на уровне 10% – идёт дисбаланс, и это бьёт по труженику села. Главное – как живёт человек на селе. Если у него будет достаток, то и урожай, и всё остальное придёт обязательно. А если его так, как сейчас, будут «гнобить», хорошего будущего не будет.
Важнейшее дело – развивать сельскую потребкооперацию для прямых поставок потребителю, минуя посредников. Этого сейчас нет вообще.
Большинство фермеров испытывают давление по вопросам земли – её пытаются различными способами отнять. И в следующем году борьба будет ужесточаться. Сейчас поставлена задача неиспользованные земли вернуть в оборот. Причём через конкурс, и мы не сможем выдержать конкуренцию с крупным бизнесом и теми, кто лоббирует его интересы, у кого много денег. Есть реальная опасность, что землю будут делить и участки фермеров попадут в руки крупного бизнеса. Тогда уже точно нас ожидают тяжёлые времена.
Пожелание одно – чтобы в нашей стране появилось такое правительство, которое повернётся лицом к людям и станет выполнять указы и поручения президента. Не надо ничего изобретать – всё расписано, нужно только выполнять.
Элла ВАСИЛЕНКО