Возможно ли сегодня получить бесплатное качественное образование и насколько оно востребовано на российских предприятиях?
По этим актуальным вопросам дискуссия развернулась 15 марта на площадке информационного агентства «МедиаС». Поводом для её проведения послужил очный тур в Ростове-на-Дону Всероссийской олимпиады школьников «Покори Воробьёвы горы!». Этот образовательный проект Московский государственный университет им. Ломоносова реализует совместно с ИД «Московский комсомолец»
уже девятый год. Победители получают возможность стать студентами МГУ и других престижных вузов страны. Третий раз олимпиада проходила в донской столице. В этом году для участия в конкурсе собрались 157 учеников различных школ Ростовской, Волгоградской областей, Ставропольского края. Немалую помощь в проведении и очного, и заочного туров оказал Благотворительный фонд И.И. Саввиди.
– Идея МГУ вместе с «МК» – идти в глубинку, найти интересных ребят, которые, может быть, не в состоянии двигаться в Москву по разным причинам, в том числе материальным, помочь им стать высокообразованными, высококвалифицированными специалистами – не могла пройти мимо благотворительного фонда. Мы очень рассчитываем на то, что такой подход даст серьёзный эффект и талантливые ребята смогут получить доступ к лучшим вузам нашей страны. Как воздух нам нужны профессионалы своего дела, – с таким видеописьмом обратился глава холдинга «Группа Агроком» к участникам конференции.
Также Иван Саввиди заверил, что три самых талантливыхучастника олимпиады, набравших наибольшее количество баллов, будут награждены именными стипендиями от благотворительного фонда.
Почему ростовский университет принимает столь активное участие в проведении «московской» олимпиады, объяснил декан факультета
математики, механики и компьютерной науки ЮФУ, доцент Михаил Карякин.
– В любом случае след от олимпиады остаётся. Как в спорте высоких достижений: чтобы вырастить 5-10 талантливых спортсменов, нужно
тренировать тысячу людей и получать хорошие результаты. Поэтому из тех полутора сотен ребят, которые сегодня будут соревноваться на базе нашего университета, 5-7 окажутся в МГУ, а человек 50 поступят в ЮФУ. Они приедут, посмотрят, оценят расстояния, затраты, условия обучения и останутся у нас. Мы просто пропагандируем науку среди детей. Это даёт свои плоды для ЮФУ. И я хотел бы развеять миф о коммерциализации образовательных услуг. К примеру, в прошлом году к нам на мехмат поступили 230 абитуриентов, и только 30 из них на платной основе, остальные – на бюджетной, – отметил Михаил Игоревич.
О том, что на образование выделяется достаточно средств, говорила и ректор ЮФУ М. Боровская. «Учредитель университета – государство стремится сделать высшее образование бесплатным. Сегодня образование – услуга, и она должна соответствовать требованиям времени. Мы должны понять, что качественное образование – это основа подготовки молодых людей, а следовательно, основа модернизации экономики в целом», – заявила Марина Боровская.
Претензии к квалификационному качеству молодых специалистов и свои взгляды на образование высказал единственный участник дискуссии, производственник, топ-менеджер «Группы Агроком» Янис Галаниди.
– Проект «Покори Воробьёвы горы!» призван показать, в чём преимущества университетского образования. Его уникальность – в широте взглядов, в широких базовых знаниях. А сейчас большинство задач, стоящих перед специалистами, – междисциплинарные. Яркий пример – Стив Джобс, который, учась в техническом вузе, посещал курсы каллиграфии, и они подвигли его создать операционную систему. И у нас в «Группе Агроком» существует много междисциплинарных вещей. Вторая особенность университетского образования в том, что выпускник выходит ещё и с квалификацией педагога, то есть это человек, который может обучать, распространять свои знания. Сейчас, к сожалению, основная заточенность обучения сводится к тому, что человек может взять инструмент и просто разобраться с оборудованием. И это считается уже специалист. На самом деле нам не хватает тех кадров, которые обладают фундаментальными знаниями, которые могут модернизировать производство, вносить свои наработки, проводить собственные исследования. Старые кадры имеют свои изобретения. Молодые, к сожалению, пока не готовы так работать. Поэтому выпускников школы нужно стимулировать, чтобы они чётко понимали, чего они хотят от жизни, верили в свои способности и пользовались такими программами («Покори Воробьёвы горы!» – Прим. ред.) для самореализации, что в конечном итоге будет поднимать нашу экономику и престиж государства.
Ректор согласилась с производственником, что мириться с тем положением, когда затраты компаний на развитие корпоративных университетов и систем переподготовки составляют порядка 3-10%, нельзя. Такого не должно быть, по мнению М. Боровской, ведь, выделяя средства высшей школе, государство фактически опосредованно финансирует соответствующий бизнес. Например, только от учредителя (государства) ЮФУ получает порядка 2 млрд рублей в год. И университет способен подготовить качественные трудовые ресурсы. Но для этого нужно понимать, какие специалисты требуются бизнесу. «Мы не просим денег у предприятий – мы просим за наши же деньги, то есть деньги государства, поставить чёткие задачи, скорректировать подготовку специалистов», – уточняет руководитель университета. Примеры подобного партнёрства уже есть. Такие отношения с ЮФУ сегодня строят порядка 70 предприятий, в числе которых НПО «Квант». Готовясь запускать через пару лет новую продукцию, завод уже знает, какие специалисты будут востребованы, и потому просит сделать упор на конструкторском деле или проектировании. И университет целевым образом готовит группу из 10-12 человек с необходимой заводу квалификацией. Определённых кадров потребует планирующееся в регионе строительство транспортного хаба. Университет готов откликнуться и на этот заказ. Представители науки, кстати, отметили, что российское образование выгодно отличается от европейского и американского тем, что наши выпускники способны к дальнейшему самообразованию.
– Просто в России мы очень любим себя не любить и говорить: у нас всё плохо, образование разваливается, всё в кризисе, всё никуда не годится. А с чем мы сравниваем? – размышляет Михаил Карякин. – Ну если в России образование не такое, то где оно хорошее? Мы обращались в Европейское аккредитационное агентство. Его эксперты дали высочайшие оценки нашему образованию, отметили, что у нас идеальные условия для студентов. Наш таганрогский вуз успешно аккредитовался в американском агентстве, которое аккредитует все вузы США. Оказывается, что очень часто мы просто недооцениваем себя. Наши студенты, уезжающие на программу двойных дипломов, говорят: «Мы чувствуем себя белыми воронами, потому что на вопросы преподавателей отвечаем сразу, а все лезут в старые конспекты и учебники».
Отвечая на вопрос журналистов, насколько «поколение ЕГЭ» отличается от прежних абитуриентов, педагоги и Московского, и Ростовского университета отметили, что тестирование натаскивает на результат и отучает думать, и поэтому первые полгода сознание первокурсников приходится ломать. М. Карякин привёл примеры, когда студенты, зная формулы, но не понимая их сути, ответы просто пытаются подгонять: «В ответе должно получиться целое число, видите, тут одна клеточка». Или рассмешивший доцента вопрос девушки – будущего математика: «Зачем вы нам это доказываете? Мы же вам и так верим».
– Олимпиадные задания принципиально отличаются от ЕГЭ, –подчеркнул преподаватель МГУ Дмитрий Камзолкин, – они позволяют школьникам не только поступить в университет, но и стимулируют их к подготовке до олимпиады. А своим студентам мы говорим: мы вас учим не конкретным знаниям, мы вас учим учиться, думать!