Но государство тоже должно о них позаботиться
Здравствуйте, уважаемые люди, которые выпускают газету «Крестьянин». Получила 45-й номер газеты, естественно, прочитала от и до, больше вздыхала при чтении, кое за кого порадовалась, кое-чему поучилась, так как на нашем подворье есть кролики, пчёлы, фруктовые деревья. Но пишу я по поводу письма В.Н. Ушанёвой «Обида не проходит». Дело в том, что я ещё в сентябре написала заметку для «Крестьянина» о своём соседе. И хотела, чтобы в вашей газете была рубрика «Дети войны. Их судьбы».
Война... Даже от слова этого веет чем-то холодным, нагоняющим тоску и ужас. Война всегда была суровым испытанием не только для всего народа, но и для каждого человека в отдельности. Наши историки не могут с точностью сказать, сколько солдат погибло, сколько попало в плен, сколько пропало без вести. А кто считал детей, родившихся незадолго до войны, в годы войны? Никто. Кто обозначил могилки убитых, умерших крестиком или камнем? Кто может сказать, сколько слёз они пролили? Кто? А ведь многие из них не запомнили, а часто и вообще никогда не видели своих отцов, которые отдали жизни за наше с вами счастье, но на головы родных сыновей и дочерей не положили ни разу отцовскую руку, не посадили детей на колени. Росли эти дети войны, часто голодные, холодные, многие умирали от недоедания и болезней. Растили их матери-солдатки, матери-вдовы, великие труженицы, кормившие и фронт, и детей. В нашей Поливянке живёт несколько десятков детей войны. С августа 1942 г. и по 23 января 1943 г. в селе хозяйничали фашисты. Матери старались спрятать своих детей, особенно девочек, чтобы они не попадались на глаза врагам. Всё время, пока шла война, нелёгкая работа хлеборобов, животноводов лежала на плечах стариков, женщин и детей-подростков. Подростки в основном жили в бригадах, может быть именно это и спасло многих от голодной смерти, потому что в бригадах хоть чем-то, но кормили. Вспоминая это, оставшиеся в живых рассказывают о своей работе с улыбкой, ведь тогда они были молоды и верили, что войне придёт конец.
Недалеко от меня живёт Никой Демьянович Рязанов. Он родился в 1929 г. Войну встретил двенадцатилетним подростком и все четыре года работал в колхозе вместе со своими сверстниками. Он единственный сын у матери, отец умер в голодные тридцатые. Всего пришлось хлебнуть. Однажды он хотел «сбить» немецкий самолёт, держа палку в руках как винтовку. А самолёт летел низко, лётчик увидел его и обстрелял, мальчик чудом остался в живых. Правда, от матери за такое геройство попало. После войны всю жизнь работал в колхозе, в предпенсионные годы возглавлял ПТСР в бригаде № 3, которой руководил Погорельцев В.С. У него много грамот, благодарностей. Сейчас живёт один. Здоровье неважное, но без дела не сидит. Я вам высылаю фотографии. Это он возле своих любимых кустов винограда и возле груши. Дерево это необычное, на нём растут груши четырёх разных сортов. Это Николай Демьянович привил так дерево и теперь гордится этим.
Я хочу сказать, что видевшие войну и выжившие в то трудное время – это люди, привыкшие к труду, они не хотят стоять в стороне от жизни. И конечно же, государство должно заботиться и о ветеранах войны, и о детях войны.
Мария Ивановна ГАВРИШ
с. Поливянка, Песчанокопский р-н, Ростовская обл.