Листаю В. Похлёбкина и поражаюсь, какие в старину были точные рецепты рыбных блюд.
Уха – наша национальная еда, и готовили её благоговейно. Просто «уха» – такого и понятия не было, знали уху судачью, уху сиговую, уху окунёвую... И никогда не смешивали рыбу. В уху шла только так называемая сладкая (или белая) рыба. Из чёрных рыб – уклейки, плотвы, налима, щуки, сома – можно было сварить только рыбный суп. Тут можно было и смешивать, и фантазировать.
А в чём разница? В уху не кладут овощей и других добавок – только сырую луковицу, и ту целиком и неочищенную (впрочем, и рыбу раньше только хорошо мыли, заливали холодной водой, а чешуя разваривалась и давала уже неповторимый навар и вкус).
Пару картошек можно было положить в уху, если рыба – снулая (выловлена недавно, но уже не живая).
И в советские времена эти секреты ухи были известны.
Какой был актёр! А какой рыбак! Под стать Борису Андрееву. Однажды они снимались на корабле, и между съёмками их только и видели... с удочками.
Ведро ставриды вручили буфетчице Капе и объявили вечернюю уху. Когда собралась вся съёмочная группа и команда корабля, сияющая Капа внесла огромную кастрюлю с драгоценной ухой. Поставила. Крючков вдруг посуровел, взглянул на масляные пятна на рыбной юшке – да и вылил уху за борт.
Все замерли, а Капа заплакала. Крючков утешал её: «Эх ты, дуреха! Даже капля сливочного масла убивает аромат моря, специй и только что пойманной рыбы! Это уже не уха, это – суп!». На следующее утро Капа варила другую уху...
Но самое интересное,что заядлый рыбак и знаток рыбных блюд... сам рыбы не ел! Никогда! Но любил угощать...
На Дону уху варили по-своему, но тоже: «из только что выловленной рыбы, не потерявшей запаха реки. Вместе с рыбой (кстати, не чищенной!) кипит молодая картошка, зелёный щавель придаёт кислинку, разломанный пополам сахаристый помидор окрашивает наваристую юшку в красный цвет, а лук и перец обжигают как пламя», – писал о рыбацкой ухе Виталий Закруткин.
Выходит так, всюду «только что пойманная...». Хорошо хозяйке, у которой в доме есть свой рыбак, он ещё и знает чистый водоём...
А что делать нам, остальным, обречённым покупать рыбу на рынке или в супермаркете?
В прошлом номере одна хозяйка рассказала, как готовит рыбу в разных маринадах, и стало понятно, что нынешняя рыба требует вкусового дополнения: лимонный сок, ломтики лимона, пахучие травы, разные специи, лук, морковка, белый корень. Во всём этом рыба должна настояться, вобрать в себя запахи и вкус этих добавок. Потом её томят, каждую в своём соусе, и выдерживают охлаждённую часами.
Итак, хозяйка семьи Трошиных (п. Новая Целина, Целинский р-н, Ростовская обл.), а имени-отчества нет... Как обращаться? Письмо обстоятельное. В свои рыбные блюда хозяйка добавляет ой как много всего... Получается чуть ли не суп с топором. Но зато получается что надо: читаешь, и уже вкусно.
Рыба: речная.
Для морского языка хозяйка сочинила своё блюдо.
Как известно, морской язык – жирный, но полоска жира расположена вдоль тушки, и его легко срезать. Многие хозяйки его вообще выбрасывают, а мне жаль. Я его срезаю, измельчаю, на сковородке распускаю и соединяю с тем, что потом положу в рыбу.
А наша сегодняшняя гостья просто не обращает на него внимания: рыбий жир всегда полезен, но готовит рыбу с учётом её жирности.
«Беру глубокую сковородку, смазываю непахучим маслом.
Фаршированная сама собой, но не тушёная в овощах по-европейски, а запечённая целиком в майонезе. Необычно.
«Но рыбу я беру свежую», – добавляет хозяйка.
Из этого фарша можно сделать котлеты, только запанировать в сухарях, можно фрикадельки, тогда без панировки слепить мокрыми руками шарики и бросить в кипящий суп (мякоть с рыбы я срезаю грубо, чтобы сварить бульон-основу для рыбного супа, вот туда будут к месту эти фрикадельки).
Спасибо, хозяйка Трошина, вкусно вы кормите свою семью.