Неравенство и небратство
Разница в доходах наиболее и наименее обеспеченных россиян составила 8,6 раза, сообщают нам «Известия». Аналитики из компании FinExpertiza взяли всё население России, вычли самых богатых с доходом более 3 млн рублей – таких набралось около 100 тысяч, а остальных разделили на пять групп в зависимости от дохода.
В первую группу – «Известия» называют её «небогатые», «наименее обеспеченные» и «люди с наиболее низкими доходами» – попали граждане, получающие в месяц в среднем 10,8 тысячи рублей. В пятую – «самую обеспеченную» – со средним доходом 93,5 тысячи. И поделили.
Мне кажется, коллеги из «Известий» могли найти более яркие характеристики для людей, живущих меньше чем на 11 тысяч в месяц. Например, онлайновый словарь синонимов русского языка предлагает 187 основных и 92 дополнительных синонима к слову «бедный». «Голоштанный», «ни полушки за душой», «голь перекатная», «вошь в кармане, да блоха на аркане» – всё выразительней, чем дипломатичное «небогатый».
Но вернёмся к подсчётам. 8,6 – это, конечно, среднее значение. А по словам руководителя отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольги Беленькой, примерно в 65 регионах средние доходы ниже, чем в целом по стране. (Учитывая, что в России всего 85 регионов, не очень понятен смысл этого «в целом по стране», ну да ладно.) И, скажем, в Ямало-Ненецком автономном округе разрыв между первой и пятой группой составляет 10,4 раза, а в Хакасии – 5,5. Кстати, Ростовская область с показателем 8,0 вошла в десятку регионов с наибольшим неравенством.
Однако, как говорится, не всё так однозначно. Так, темпы роста доходов у «голи перекатной» в последние два года были больше, чем у самых богатых. Например, в 2021 году бедные разбогатели на 14,8%, а самые обеспеченные – лишь на 10,8%. То есть первые получили аж более полутора тысяч лишних, а вторые – всего чуть больше десяти тысяч.
Мало того, серьёзные эксперты предсказывают сокращение неравенства уже в этом году – «за счёт создания комфортных условий ведения бизнеса, снижения бюрократической нагрузки и вовлечения всё большего числа людей в предпринимательскую деятельность, а также благодаря развитию компетенций отдельно взятого человека в ходе реализации специальных программ». Так считает вице-президент Центра стратегических разработок Татьяна Караваева. С какого перепугу у нас вдруг начнёт пропадать бюрократическая нагрузка и откуда свалятся на наш многострадальный бизнес комфортные условия? Науке видней, наверное. Но больше веры другому прогнозу – от группы АКРА: что богатые могут слегка обеднеть «из-за разрыва внешнеэкономических связей с недружественными странами» и сделать шаг навстречу бедным.
И ещё вопрос к вам, господа эксперты. Объясните, пожалуйста, мне – человеку, не относящемуся к группе «в холодильнике мышь повесилась», а просто со скромными доходами. Как я должна преодолевать социальное неравенство, если ценники в ближайшей «Пятёрочке» переклеивают уже практически ежедневно, а в аптеку и заходить страшно? Правда, бриллианты, говорят, почти не подорожали, и яхты тоже держатся. В результате чего официальный показатель инфляции утешительно притормаживает.
Но у нас – людей с доходами значительно меньше 93 с половиной тысяч – запросы куда примитивней: нам бы чего-нибудь покушать да коммуналку оплатить. Ещё – голову бы вымыть... Но вы видели, почём нынче шампунь?
Одна надежда на развитие компетенций отдельно взятого человека в ходе реализации специальных программ.
Анна Колобова,
ведущий редактор