Бизнес под ногами

Сальский предприниматель Алексей Чернявский намерен создать в Ростовской области Союз улитководов

Занятие по душе Алексей нашёл себе, перепробовав несколько профессий.

– В юности мы не думали вообще, для чего учимся. Учились, лишь бы от нас отстали родители. Была такая негласная установка: ты должен что-то окончить. Ну, и мы – куда? Хочу на машине кататься. Пошёл в механики. Мы тогда не осознавали. Это сейчас у нас самообучение – что интересует, то и проходим. По мне, человек понимает, что ему нужно, после 25 лет, когда уже осознанно начинает относиться к жизни. А до того… Я закончил школу в 14-15 лет, мне от неё быстрее бы избавиться. Тогда совсем не думал, кем хочу стать.

Алексей не случайно говорит во множественном числе – рядом стоит друг, «неразлучный с пелёнок», а теперь ещё и кум, и помощник в новом бизнесе. Евгений Твердохлебов слушает молча, значит, соглашается.

Закончив Сальский сельскохозяйственный колледж, техник-механик попал служить в Кантемировскую дивизию. После срочной предложили остаться в разведке. Ещё два года по контракту входил в группу «Антитеррор». Хотел даже поступить учиться дальше, но вовремя понял, что не его это дело.

– Потом кучу работ сменил. Нигде не приживался. Вернее, меня везде брали, но мне некомфортно было. Я, наверное, не люблю, чтобы мне кто-то что-то указывал.
Так девять лет назад Алексей стал сам себе хозяином. Открыл два обувных бутика. Бизнес, что называется, пошёл, предприниматель уже собирался создавать свою сеть. Но…

– Однажды прилетел с отдыха, а самолёт – под карантин. И потом понеслось: торговые центры закрываются, аренду плати, а работать не работаем. Так оно затянулось на год. Потом вроде бы вышли из карантина, а толку – людей-то нет, все опасаются. А тут я улиткой уже занимался.

На маточном столе зарождается будущая жизнь. Или супердорогая икра

Лекарство от страха

– Как всё-таки с «двуногого» бизнеса перешли на «одноногий»?

– Да-да, улитка – это брюхоногий моллюск. Начнём с того, что я как-то катался ночью на велосипеде и заехал в дубравку.

– Романтик?

– Нет, боролся со своими страхами. С детства мучили сны, где присутствовали волки, темнота, лес. Так пытался преодолеть свои боязни – мог резко заехать в темноту и просто себя проверить. И вот в тот раз наступил на землю, и что-то хрустнуло под ногами. Посветил фонариком телефона – улитки. Ползают, крупные такие. Стал наблюдать, меня это так заинтересовало, заворожило просто. И в этот момент отлетели все страхи. Потом всю ночь не спал, думал, что с ними делать, куда применить. Утром сажусь на велосипед – и опять туда. А их там – сотни! Набрал пару жменей. Залез в интернет, стал изучать, как там во Франции, в Испании готовят деликатесы. Решил попробовать. Оказалась съедобная.

Улитки Максима и Мюллер по форме и расцветке практически не отличаются, только по размеру и цвету мантии, но это два совершенно разных вида

Два года, пока жил летом на даче, Алексей пытался разводить улиток. Но выяснилось, что с дикими задача эта непростая. Ни малька от неё не получишь, ни на хранение не заложишь, растёт три года. Но сеть всемирная уже приоткрыла завесу, что есть улитки промысловые, которые до потребительских размеров вырастают за сезон. Однако разводят их в Европе, а в Россию нельзя было даже завезти, пока предприниматель из Подмосковья, создатель «Экодеревушки» Сергей Балаев на встрече Владимира Путина с фермерами в Адыгее не поднял вопрос, что улитководство у нас не считается сельскохозяйственной деятельностью, а значит, на него нельзя получить ни субсидии, ни гранты, нельзя даже завезти маточное стадо. Президент дал Минсельхозу поручение включить улитководство в перечень в раздел животноводства. И в марте 2020 года указ вступил в действие.

– Я когда это узнал, сразу полетел к Сергею. Он ещё сам не ввозил улиток, а я за полгода сделал заказ и предоплату, записался на обучение. Улитку Балаев завозил из Чехии, оттуда же приезжал и наш наставник.
Малька Алексей Чернявский закупал с расчётом вырастить две тонны моллюска. Но в октябре собрал только 900 кг. Считает, сказалось, что животное ещё не успело акклиматизироваться в новых условиях. В этом году поставил себе план – три тонны деликатеса.

«Остров улитки»

Такое название Алексей придумал для своего туристического центра, который уже начал строить. По соседству с семейной дачей купил ещё пять участков. На одном в этом году возвёл домик с навесом. Здесь будет кухонька для приготовления улиток, столики для гостей. Собирается завести козочек, шиншилок, чтоб можно было не только за улитками понаблюдать, но и развлечься в «трогательном зоопарке». В перечне услуг ещё эндуро – то, чем увлекаются сам хозяин с другом. Я вообще такое слово услышала впервые. Экстремалы-любители объяснили: эндуро – это дисциплина мото- и велоспорта, предполагающая агрессивный стиль езды по бездорожью и на специализированных спортивных трассах. Ну, для таких развлечений у нас простор широкий. А если без шуток, то местность СНТ «Победа» по-своему уникальна.

Здесь присутствует и пересечённый ландшафт для экстремального спорта, и река для рыбалки.

– Я почему свой инстаграм назвал ulitkinostrov – здесь же единственный заезд, потому что территория дачного посёлка находится как бы в подкове, окружённая старицей реки Средний Егорлык.

Планов у предпринимателя громадьё. В том, что он их воплотит, сомневаться не приходится. На всех 36 сотках его владений уже видны зачатки большого замысла. Возле открытой площадки будущего кафе торчат какие-то «шесты» с начинающими распускаться прямо на стволах листьями.

– Эти саженцы я привёз с Кубани. Алюминиевое дерево – дерево будущего. Про него Женя где-то вычитал, говорит: давай попробуем. Родом оно из Китая. Официальное название павловния. Если сосна до 20 метров растёт 100 лет, то оно такого же размера достигает за восемь лет.

– С бамбуком, что ли, скрестили?

– Вот, кстати, очень лёгкое, за что его ценят производители мебели. Сейчас эти деревца метра два с половиной, к концу лета будут уже метров шесть. Это ещё один из моих экспериментов. Листья павловнии очень крупные – до 70 см, создают прекрасную тень. Я на 20 сотках высадил 50 штук, несколько аллей. Между ними поставлю деревянные щиты. Летом здесь очень красиво получается. Улитки – ночные животные, днём под щитами прячутся, а ночью активничают. На корм им сею перко – гибрид пекинской капусты и сурепицы. У него большая растительная масса и до 20% протеина, очень питательное растение.

На ночь включаются дождевальные установки, подсветка, и улитки кишат. Впечатляюще смотрится. В прошлом году уже такую систему опробовали. А в этом ещё и павловния распустит листья. Вечное дерево. Его можно целый век под корень спиливать и за восемь лет с пенька оно вырастает заново. Этот бизнес мои внуки смогут продолжить. А на пятый-шестой год павловния зацветает. Буквально получается такой огромный сиреневый букет. Сильный медонос к тому же.

Алексей Чернявский с Евгением Твердохлебовым дружат «с пелёнок»

Мелкий рогатый скот, или Ни рыба ни мясо

Маточник – теплица, где на четырёх столах обитает примерно 120 килограммов мелкого рогатого скота. Едят, спариваются, откладывают в грунт икру. Улитки, кстати, гермафродиты, оплодотворяют друг друга и все поголовно откладывают яйца. Термин «поголовно» к ним подходит. Голова у них точно есть. Ещё – нога и ракушка, ну, и рожки. Больше их со скотом ничего не роднит.

– Продукт чем считается, – спрашиваю хозяина, – рыба, мясо?

– Ни рыба ни мясо, – смеётся Алексей. – Они же на более низком уровне эволюции находятся.

Дальше, взяв для наглядности в руки представителей двух видов, рассказывает об особенностях каждой. Хеликс Асперса Мюллер (Helix aspersa Muller) – малая серая улитка в половозрелом возрасте достигает 6-12 граммов, у неё под панцирем белая мантия, тогда как у Хеликс Асперcа Максима (Helix aspersa Maxima) – большой серой улитки, вырастающей до 15-25 граммов, мантия чёрная. И готовятся они совершенно по-разному. У Максимы в пищу идёт только нога, Мюллер употребляется целиком, причём самое ценное в ней – печень, очень вкусная и полезная, по словам заводчика. Варятся эти улитки буквально минуты, тогда как дикие – три часа.

– От обеих можно брать икру и употреблять в пищу. Тоже ценная и питательная. Она малосолится, очень красиво выглядит в баночке, называется «Жемчуг Афродиты».

– Какая она на вкус?

– Вкус благородных грибов, более такой земляной. Кто трюфели ел, говорит, похоже.

– Дорогая?

– Ценник у неё раз в пять дороже чёрной.

– О-ёй! Так можно на одной икре зарабатывать?

– Я икру сейчас отбираю на инкубацию. Очень большой спрос на малька, многие интересуются, заказывают.

– А сколько «золотой» икры мечет ваш мелкий рогатый скот?

– Средний кокон Мюллер четыре грамма, порядка 80 икринок, у Максимы кокон в среднем граммов пять, где может быть от 100 до 150 икринок. Если создать соответствующие благоприятные условия, то можно получать икру и круглый год, то есть несколько кладок. А вообще, промысловые улитки вырастают за сезон: малая – месяца за три-четыре, большая – за четыре-пять. Дикие же растут три года до такого размера.

На зиму улитки впадают в анабиоз. Затягивают «дверцу» своей скорлупки плёночкой и до весны – не будить! Но тоже не просто так их сон обеспечить. Чернявский оборудовал специальную холодильную камеру на девять квадратов, где держит определенную температуру и влажность.

– Ну, спят, ясно, «лапу» сосут. А чем кормите, когда проснутся, и сильно ли прожорливы?

– Комбикормом и зеленью перко. Я масштабные привык делать расчёты – на получение тонны улитки нужно полторы тонны корма, 500 кг из которых – зелень. Специализированный корм у нас в стране выпускает только одно предприятие в Оренбурге. Но очень дорого обходится доставка, почти пополам: комбикорм стоит 40 рублей килограмм, а доставка – 30. В этом году я выкупил рецепт. Пока готовлю смесь на крупорушке, но надо бы, конечно, где-то разместить заказ на заводе.

– Что входит в состав – секрет?

– Почему? Ингредиенты могу перечислить: основные – соя, пшеница, кукуруза, подсолнечный жмых, мел обязательно. А там уже добавки всякие. В зависимости от пропорций аппетит будет разный. Соответственно можно вырастить улитку за три месяца, а можно – за семь.

Санкции до улиток не доползли

– Насколько я понимаю, санкции вас не особо коснулись? Маточное поголовье завезти в Россию успели, корма оте­чественные. Но, может, вы сбыт планировали за рубеж наладить?

– Нам бы здесь спрос удовлетворить. Я ж говорю, столько заказов. У меня уже откуда только не поступают запросы на молодняк. Вот и хочу сейчас сосредоточиться на продаже малька. Ещё собираюсь открыть курсы по обучению. Скорее всего, на следующий год, но если ничего не помешает, то уже этим летом.

– А не боитесь конкурентов себе растить?

– Какие конкуренты – рынок огромный! Потом, мы же опытом обмениваемся. Звонят ребята из Татарстана, Крыма, рассказывают, как у них получается. Рестораны готовы брать огромное количество улиток. Люди уже распробовали. Это как с роллами, например, было. Кто их знал, кто их пробовал лет 20 назад? А теперь на завтрак, обед, ужин – привычное блюдо. Я вообще мечтаю создать на Дону Союз улитководов. А зачинатель направления Сергей Балаев уже пытается создать российский союз.

Импортировали в последний год российские пионеры улитководства только одноразовые тарелочки со специальными углублениями для подачи деликатеса. Да ещё семена перко покупали в Германии. Их, конечно, приобрели загодя, так что в этом году севу ничто не помешало. А с тарелочками и вовсе дело должно решиться на месте. Алексей рассказал, что уже несколько производителей звонили с предложениями – собираются заняться импортозамещением.

Свои силы в предпринимательстве Чернявский проверил ещё на обувном бизнесе. И если бы не форс-мажор, торговля и дальше бы росла в гору. Парень не сомневается, что с улитками всё получится. Тем более что бизнес он строит комплексный, попутно анализируя, какое направление «выстрелит» наибольшей отдачей. Про запас держит и новые идеи, связанные с той же фермой. Косметологией пока заниматься не собирается, слишком дорогое оборудование для получения муцина, но вещество это, благодаря которому улитка может регенерировать все ткани и даже повреждённую раковину, изучил. Эта пенка, выделяемая раздражённым моллюском, рассказывает Алексей, затягивает ожоговые раны, рассасывает операционные рубцы и послеугревые шрамы, убирает мимические морщины.

– Так не стоит ли взять кредит и заняться сбором муцина?

– Я вот не знаю, хорошо это или плохо, думаю всё-таки, что хорошо, но отец приучил меня никогда не брать взаймы. И пока получалось.

Людмила Воробьёва
СНТ «Победа», х. Новосёлый, 
Сальский район, Ростовская обл.
Фото автора

Смотрите видео на Agrobook.ru

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйствоОбществоПерсона
Газета: Газета Крестьянин