И рыба, и мясо
Агропредприятие «Бессергеневское» когда-то спасли дойные коровы, а сегодня хозяйство ставит на многопрофильность
«Это передовое хозяйство. Не боятся идти на эксперименты», – сказали мне в управлении сельского хозяйства Октябрьского сельского района.
На редакционной машине мы отправились в красивую старинную казачью станицу Бессергеневскую, которая ведёт свою историю ещё с XVII века. Бескрайние просторы, живописные излучины реки Аксай, донская степь с полынным запахом – глаз не отвести от красоты, которая открывается при въезде.
– В станице в основном живут казаки, – говорит руководитель агропредприятия «Бессергеневское» Вениамин Михайлович Козлов, коренной житель. – Наши деды и прадеды занимались виноградарством, разведением лошадей. И прекрасно жили! Мы стараемся держаться на плаву, деваться некуда.
Виноградники и коровы
У Вениамина Михайловича солидный стаж руководителя – почти 30 лет. Встал у руля в непростом 1993 году. О тех временах вспоминает со вздохом.
– У нас был винсовхоз, основное направление – технические сорта винограда. Когда рухнул Советский Союз, начались проблемы со сбытом. А потом и вовсе виноградники пришлось запахать. Выручало нас животноводство, молочно-товарные фермы. Поголовье было немалое. Чтобы как-то выжить, сами продавали молоко. Отправляли молоковозы в Новочеркасск, в нашей станице стояли машины. На розлив торговали и как-то пытались свести концы с концами, не доводить хозяйство до банкротства.
Между тем соседние хозяйства таки дошли до ручки и многие обанкротились. «Бессергеневское» выжило, несмотря ни на что. Не были признаны банкротами ни в страшные 1990-е, ни в сложные нулевые.
– Дойное стадо спасало,– подчёркивает Вениамин Козлов. – Не зря при Советском Союзе в коллективном хозяйстве было не только растениеводство, но и в обязательном порядке животноводство. Почему? Да потому, что урожай убрал, деньги получил – и жди следующего года. А молоко давало копейку каждый день, еженедельно и ежемесячно. А если, не дай бог, неурожай, тогда что?
В середине нулевых молочное животноводство сильно подкосил лейкоз, который быстро передаётся в стаде. Пострадали тогда не только коллективные хозяйства, но и личные подсобные. Молоко больных коров молзаводы не принимали. И бурёнок пришлось срочно выбраковывать.
На смену виноградникам пришли зерновые культуры. Да, прибыль от пшеницы и подсолнечника имелась, но нужно было приобретать современную технику, закупать хорошие семена и удобрения. А это инвестиции, которые взять было негде. Кредиты и субсидии на развитие сельхозпроизводства тогда не давали.
Инвестор
Ситуацию спас инвестор. В развитие хозяйства в 2007 году вложили 60 миллионов рублей. Приобрели современные комбайны и трактора, удобрения и средства защиты растений, повысили зарплату работникам хозяйства.
Сейчас ООО «Бессергеневское» в передовиках, а полученную прибыль вкладывают в развитие производства. Средняя зарплата у механизаторов в хозяйстве – 70-80 тысяч в месяц. В уборочную страду – 120, на пахоте – 90 тысяч рублей, что очень даже неплохо для сельской местности. В конце года каждый работник хозяйства бесплатно получает зерно на заработанный рубль. У механизаторов выходит по пять-шесть тонн пшеницы, у других поменьше.
– И всё равно молодёжь бежит в город, – вздыхает Вениамин Михайлович. – Недавно считал: на моей улице, на нашем краю, ещё лет 30 назад бегало 25-30 детей. Сейчас – человек семь. Да, с виду у нас станица обжитая, но если раньше в одном доме жили три-четыре человека, а то и больше, то сейчас по одному, иногда по два. Пожилые остаются, а молодёжь – в город, за более лёгкой и красивой жизнью. А всё потому, что нет государственной идеологии, нет культа человека труда.
Руководитель предприятия мне предлагает пересесть в его внедорожник, и мы едем смотреть на местных бурёнок.
Кормятся сами
– Поголовье калмыцких коров у нас две тысячи, из них 700 – маточное. Коровы телятся в марте-апреле. Через полгода, 25 октября, молодняк отбиваем. Бычки полугодовые весят 170-180 килограммов. Тёлочек продаём, покупатели сами находятся. Только вот недавно поступил заказ на 300 тёлок. Ещё год держим их на откорме, в рационе бычков хорошая дерть. В полтора года достигают веса до 420 килограммов. Сдаём на Развиленский мясокомбинат. Это наши давние партнёры, – рассказывает Вениамин Михайлович.
– Занимаемся племенным животноводством, именно «калмыками», и государство нам частично компенсирует затраты, – продолжает Козлов. – Выгоды большой нет, но денежка капает исправно. Чем хороши калмыцкие коровы?
Они не привередливы в кормах. Маточное поголовье с молодняком сейчас мы перегоняем, делаем временные гурты, где они сами кормятся травой. Как траву съели – огораживаем следующий участок. Зерносмесь получают сейчас только быки на откорме. А матки с телятами в тёплое время года сами себя прокормят.
Калмыцкие коровы молока дают мало, всего семь литров в день. А то, что дают, всё пьёт телёнок. Используют бурёнку для воспроизведения стада пять-шесть лет, затем сдают на мясокомбинат.
Занимаются в хозяйстве и овцеводством. Более 1300 голов знаменитой цигайской породы. Она славится своей универсальностью (можно получать и качественное мясо, и мягкое руно) и скороспелостью — убойной кондиции ягнята достигают уже к шести месяцам. А это тоже дополнительный доход в копилку хозяйства.
– Немного выращиваем овощи — чтобы было. Сейчас вот луком торгуем прямо с поля. А ещё держим 150 лошадей. Знаете, чем они полезны? – руководитель показывает на поле после уборки, где пасутся лошади. – Видите, как чисто после этих животных, ни травинки. Они как санитары. И мы их, как и коров, вообще не кормим в тёплое время. Сами пасутся. Если хороший приплод, тоже продаём.
В этом году урожайность озимой пшеницы в хозяйстве 42,3 центнера с гектара. Да, намолот не самый высокий по сравнению с хозяйствами юго-восточной зоны области. Но нужно учесть, что земли в Бессергеневской — в основном суглинки, много ракушечника. Севооборот в хозяйстве трёхпольный. Также здесь выращивают лён, подсолнечник. И немного, для внутренних нужд, горох и кукурузу.
Восстановили рыбоводство
А два года назад, опять же стараниями руководителя предприятия, «Бессергеневское» запустило новое направление — рыбоводство полного цикла, от икринки до убоя. В реализации этого проекта помогают ПАО «Сбербанк» и программа льготного кредитования Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. О том, почему решили открывать новое направление, Вениамин Козлов отвечает:
– Во-первых, такая многопрофильность хозяйства помогает нам избежать сезонных простоев. А во-вторых, мы постоянно стремимся к развитию. Нет такой точки, когда можно остановиться. Для этого мы выкупили разорившийся соседний рыбколхоз и восстановили более 600 гектаров прудов.
В прудах теперь живут толстолобики, карпы и белые амуры. Торгуют рыбой прямо на месте. В этом году здесь планируется реализовать 150-200 тонн рыбы. Чтобы рыбоводство развивалось, пригласили опытного специалиста-рыбовода из другой станицы.
– Самая большая ценность нашего коллектива — это люди, – подводит итог Вениамин Михайлович. – Слава богу, ещё в строю мои ровесники, на которых можно положиться.
Совсем скоро – 14 октября – Вениамин Козлов уходит на пенсию. В 61,5 года, как сейчас принято по новому законодательству. Но, конечно, ни о каком заслуженном отдыхе пока не думает. Поскольку болеет душой за свою малую Родину, за благосостояние станичников, за сохранение и приумножение казачьих традиций. Ведь когда-то, в 1990-е годы, он ещё параллельно был казачьим атаманом станицы Бессергеневской. «Здесь, на местном кладбище, похоронены мои прадеды, – говорит Козлов. – Дети и внуки живут тоже рядом».
Елена Семибратова
Фото автора
ст. Бессергеневская,
Октябрьский р-н,
Ростовская обл.