Красный на все времена
В Азовском музее проходит уникальная выставка «История красного цвета». Особенность её заключается в редком сочетании фондовых коллекций монет, минералов, предметов культуры и быта. Красный цвет, приобретающий все новые значения по мере использования, объединяет более 500 экспонатов, принадлежащих к противоречивым периодам истории и имеющих разную ценность в зависимости от техники исполнения.
Восприятие красного цвета трансформировалось на протяжении столетий в угоду историческим реалиям. Издавна этот цвет – подарок природы, яркое воплощение солнца и жизни на земле. Снегири – красногрудые птички, нырки (красноносые и красноголовые) и фазанчики с шикарными длинными перьями и красными щечками открывают экспозицию. Неистребимые гастрономические ценности дополняет красная рыба – собирательное название рыб семейства осетровых и лососевых. Примечательно то, что осетр, стерлядь и севрюга, к которым применяется это определение, имеют розовато-желтую окраску мяса - в данном случае «красный» цвет говорит о ценности продукции. Далее следуют драгоценности, завораживающие глаз. Красный цвет минералов символизирует солнце и кровь, именно поэтому в сомнительных экспериментах целителей такие камни использовались для устранения заболеваний сердечной и кровеносно-сосудистой систем. В настоящее время к драгоценным относят рубин, турмалин, шпинель и циркон, полудрагоценными считаются гранат, андалузит и сардоникс.
Условно, исключая политически нейтральные коллекции – фауны, флоры и минералов, выставку можно охарактеризовать как извечное противостояние самых значимых пластов отечественной истории - монархического и социалистического устройства страны. И в первую очередь, это расхождение в понимании религиозных и культурных ценностей. Так, если «при царе» православие было основой жизни, церковные праздники совпадали с вехами крестьянской жизни, а культура оставалась тесно взаимосвязана с отголосками языческих традиций, то «революционное преобразование» было направлено на четкое разграничение «пережитков прошлого» и «шагов в коммунистическое будущее». Тем не менее, красный цвет, являясь объединяющим звеном, терял свое прежнее значение, обретал новое, но оставался символом веры вне зависимости от политических убеждений. В христианстве цвет приобрел значение мученичества и страстей Господних, а также царственного торжества справедливости и победы над злом. Кроме того, красный - цвет богослужения в праздник Святого Духа и Вербного Воскресенья, во время Страстной недели и в дни памяти мучеников. Красным отмечали в месяцесловах радостные события евангельской истории и жития святых. Особый сакральный смысл сокрыт в устройстве красного (святого) угла – в нем находилась божница, с лампадкой, веточками вербы, иконами Спасителя, Богородицы и иными образами, подбиравшимися по желанию семьи. При закладке дома под нижний венец восточного сруба, где должен располагаться святой угол, клали самую крупную монету, эта часть избы считалась чистой, парадной и светлой – обе прилегающие стены имели окна. Нередко в красном углу хранились лубки – шедевры потребительского спроса, отличающиеся доходчивостью и емкостью образов. Основными покупателями этой продукции были крестьяне – для них яркие лубочные картинки с красным обрамлением становились источником новостей и знаний на разнообразную тематику – нравственность, религиозность, семейные ценности, политика или история. Позже лубки активно использовались пропагандой «красных», постепенно угасая и теряя первоначальное назначение.
С приходом новой власти отношение к красному цвету меняется – из символа христианской веры он превращается в символ фанатичной приверженности революционным переменам. Красный стяг, венчающий мятежную толпу, с подачи французских революционеров стал знаком солидарности трудящихся. В 1922 году Власть Советов утвердила в качестве государственного символа страны красный флаг с серпом и молотом, олицетворяющий единство рабочих и крестьян. Со временем слово «красный» из прилагательного превратилось в существительное, стало политическим термином, и идейное течение целиком присвоило себе красный цвет в качестве символа и эмблемы. Национализированные предприятия (к примеру, «Красный Октябрь», ранее кондитерская Эйнема), коллективные хозяйства, газеты и города, все, что включало в состав названия обозначение цвета революции, становилось идеологически верным решением по популяризации «линии партии». По аналогии с христианскими традициями радостные дни пролетарской истории окрашивались в красный цвет, и первым таким днем, с усердием отмечаемым всей страной, стал День седьмого ноября – Великой Октябрьской революции. Ещё одним инструментом пропаганды революционной идеологии стали денежные знаки. Социалистическое государство в 1920-30 годы, создавая свою эмблематику в купюрах, вложило в понятие цвета революционные традиции пролетариата. Красный цвет обрел значение жизни в борьбе за светлое будущее, тогда как в дореволюционной России с ним связывали храбрость, мужество и неустрашимость. Гербы и эмблемы на советских местных выпусках бумажных денег стали олицетворять орудия трудящихся, символы промышленности и сельского хозяйства, часто содержали особенности той местности, где выпускались (стоит отметить белорусские рубли с животной тематикой - белочкой, зубром и бобрами).
Искусство, являясь отражением своего времени, позволило проследить преобразование страны – на смену хохломской росписи, изящным деревянным ложкам, павловопосадским платкам и любовно вышитым ручникам пришли советский фарфор и фалеристика, но все элементы культурных и художественно-изобразительных изменений содержат в себе одну неизменную черту – красный цвет.
История хранит в себе тайны, раскрываемые и тщательно запутываемые веками. Музейные экспонаты покрываются пылью, не в силах передать атмосферу прошлого без искажений, сквозь призму современного понимания того или иного события. Однако есть привычные вещи, путешествующие с человечеством из века в век, по сути, не представляющие особой ценности, но тем не менее объединяющие непрерывную ленту жизни на земле – именно этому, вечному и незаметному, посвящена выставка.
Мария ГРИНЕВА
Фото автора