Расстрельная яма приводит в шок

Донские поисковики провели раскопки на месте массового расстрела жителей Сальска

О ростовских поисковиках я слышала давно: пересекались на мероприятиях, посвящённых Великой Отечественной войне. Знаю, что именно они были организаторами Бессмертного полка в Ростове. В интервью, которые приходилось читать, удивилась, какой энциклопедической информацией обладают эти люди: знают, где шли самые ожесточенные бои в Ростовской области, какие дивизии вермахта и в каком районе вели себя особо жестоко… 

Руководитель ростовского поискового объединения «Миус-фронт»Андрей Кудряков родился в Севастополе, в семье военных, и, наверное, потому у него такой интерес к истории нашей страны. После школы поступил в нахимовское училище, а вскоре — развал Советского Союза.

– Нужно было выбирать, какой Родине присягать — России или Украине. Мои предки всегда отдавали воинский долг прежде всего России, потому даже не думал над выбором. Пришлось уехать из Севастополя, – вспоминает Кудряков.

В Ростове Андрей поступил на исторический факультет Ростовского государственного университета, после окончания вуза остался на донской земле. Теперь для него наш южный город – вторая Родина. Будучи ещё студентом, посетил места боёв Великой Отечественной войны, территориально находящиеся на стыке границ Ростовской, Донецкой и Луганской областей. И буквально заболел «Миус-фронтом». Увидев брошенные солдатские кости, разорённые могилы, черепа, которыми играли в футбол, решил заняться поисковой деятельностью. 

– Мы застали ещё тех старожилов, которые хорошо помнили, где были расстрелы мирных жителей, братские могилы погибших бойцов. Так, по крупицам, складывалась общая картина.
По словам Кудрякова, поисковая работа – это не только работа с лопатой, это и аналитическая работа, работа в архивах. Поиск родственников погибших солдат  требует огромного количества времени и сил. Так что поисковая работа – это ещё исследовательская деятельность, а иногда и работа сыщика.
Теперь практически во всех районах Ростовской области работают филиалы объединения «Миус-фронт». Создана группа в социальных сетях.
Недавно донские поисковики в рамках проекта «Без срока давности» провели раскопки на месте массового расстрела жителей Сальска в годы Великой Отечественной войны, на это они получили специальный губернаторский грант. 

По официальным данным, в период с августа по декабрь 1942 года фашисты зверски умертвили в глиняном карьере Сальского кирпичного завода свыше 3500 человек. В братской могиле полегли члены семей командиров Красной армии, подпольщики, жители близлежащих хуторов и сёл, отказавшиеся служить гитлеровцам. Кирпичный завод, кстати, до сих пор работает, захоронение находится на его окраине. А нашли погребение, когда в начале нулевых в карьер за глиной приехала бригада рабочих. Они буквально лопатами наткнулись на одну из расстрельных ям.

– Наши ребята, поисковики, приехавшие на место, были в шоке, – говорит Андрей Юрьевич. – В яме находились труппы детей, девушек с пулевыми отверстиями в черепах, мирное население, они были в гражданской одежде. Сейчас нашей поисковой экспедиции вновь предстоит большая работа в этих местах в рамках проекта «Без срока давности». Скупые данные архивов, эмоциональные свидетельства местных жителей, факты, собранные краеведами, местной администрацией, и результаты поисковых работ обязательно восстановят реальную картину трагедии, развернувшейся под Сальском.
Сейчас из-за дождей работы временно приостановились.

– Как установится сухая погода в Сальске, мы возобновим раскопки, – продолжает Кудряков. – С нами работают профессиональные археологи, которые могут определить по останкам возраст человека. Одна из последних находок — останки пятилетней девочки, которую фашисты расстреляли в лицо. Мы были в шоке, когда это увидели. Вот такие это были  нелюди. Очень важно, чтобы наши потомки помнили, какой ценой наши деды и прадеды завоевали победу.

Елена Семибратова
Фото из архива Андрея Кудрякова

Выразить свое отношение: 
Рубрика: ОбществоСтраницы истории
Газета: Газета Крестьянин