Не заруинят, так расфигачат

Знакомая прислала ссылку: на сайте одной из ростовских спортивных школ красуется видео под великолепным названием «День защиты детей от педагогического состава». Нет, там всё нормально: это просто дежурный ролик, посвящённый одноимённому празднику. Вроде как подарок детям – от педсостава. А какое вышло название в результате, наверное, не удосужились прочитать. Но идея богатая, согласитесь.  

Я бы ещё ввела специальный день защиты школьников – да и педагогов заодно – от чрезмерно богатой фантазии Министерства просвещения, которое аккуратно сбрасывает вниз, в подведомственные школы, разные воспитательные идеи. Патриотическое воспитание, религиозное просвещение… При этом обязательный ЕГЭ по иностранному следует отменить, ибо он «противоречит Стратегии национальной безопасности РФ» – так считает общественная организация под названием Национальный родительский комитет. Видимо, главные специалисты и по языкам, и по стратегии нацбезопасности.

Сейчас вот собрались назначить в школы специальных людей – советников директоров школ по воспитанию. Их уже неофициально прозвали политруками, поскольку авторы инициативы, руководители ещё одной общественной организации – Российского движения школьников (РДШ) – считают, что у подростков «есть запрос, чтобы с ними общались на политические темы, в том числе и по поводу митингов». В десяти пилотных регионах «политруки» приступят к работе уже с 1 марта, в остальных – с 2022 года. За роскошь человеческого общения они будут получать по 15 тысяч рублей в месяц плюс региональные надбавки. Не бог весть сколько, но вспомним, что классные руководители, которые отвечают вообще за всё, получают по пять тысяч.

По словам исполнительного директора РДШ Ирины Плещевой, общаться придётся на том языке, на котором говорит современная молодёжь, – а для этого нужно разбираться в мемах, музыке, компьютерных играх и т. д. Сама Плещева, судя по записи в фейсбуке, опубликованной накануне первого российского  митинга 23 января, уже приступила к изучению этого языка, видимо, стратегически более важного, чем английский или немецкий: «Это произойдёт на следующий день. Когда придут светлые парни и запилят всё, что ты знаешь, начнут долбить за георгиевские ленты 9 мая и за то, что не забил на деда, который воевал. А потом вдруг окажется, что и русский язык им не упал...» Виртуозно вставленную английскую фразу с нецензурным ругательством, прикрытым звёздочкой – то ли для наглядной демонстрации грядущего апокалипсиса, то ли для привлечения симпатий целевой аудитории, – мы пропустим. «…И вот тогда ты, может быть, и допрёшь: что заруинить можно всё, а изменить можно только свою, так ненавистную тебе, но СВОЮ страну. Не пытайся её расфигачить, пытайся изменить». 

Современные подростки кое-как притерпелись к канцелярскому языку, с помощью которого в их бедные головы вбивают правильные идеи и надлежащие чувства. Но неуклюжие попытки тётеньки из педсостава сойти за свою с помощью десятка свежевыученных слов из молодёжного жаргона в лучшем случае вызывают у них хохот, а в худшем – приводят к жестоким издевательствам. Рассказал бы кто-нибудь об этом исполнительному директору РДШ, пока не поздно. 

«Среднестатистический школьник, который интересуется общественно-политическими вопросами, умнее гипотетических людей, придумавших это. Дети в любом случае придумают, как их обстебать», – так прокомментировала новую воспитательную инициативу РДШ известный детский психолог Людмила Петрановская. И даже председатель Совфеда Валентина Ивановна Матвиенко, которой по идее должна была понравиться эта задумка, заявила, что это «поверхностный и неправильный подход».

Вообще-то, умением говорить с подростками так, чтобы они тебя не обстебали, а услышали, обладают считанные педагоги. Тем более когда речь идёт не о математике или химии, а о политике. Вероятно, таким умением обладает учитель истории и обществознания тридцатилетний Александр Рябчук. Только учитель он уже бывший. Ещё в прошлом январе он был «наша гордость, лидер и новатор», за что получил звание ростовского «Учителя года» и сертификат на сто тысяч рублей из рук сити-менеджера Алексея Логвиненко. А сейчас отбывает административный срок за выход на митинги 23 и 31 января. 

Из школы Александру пришлось уволиться, поскольку непременным условием продолжения работы руководство поставило отказ от выражения своих политических взглядов. Хотя взгляды эти не содержат ничего противозаконного, выражал их Рябчук исключительно в свободное от работы время и особо подчёркивал, что совершать любые политические действия могут только совершеннолетние.

«Всё время я преподавал детям свои предметы, акцентируя внимание на том, как важна свобода! Когда передо мной стал выбор между карьерой и свободой – я выбрал то, чему учил сам», – написал Рябчук в своём инстаграме. 

Больше он детей учить не будет. Зато к ним придёт советник по воспитанию и объяснит, что учитель Рябчук был кругом неправ. На утверждённом министерством молодёжном жаргоне. 

Анна КОЛОБОВА