Проект из позапрошлого века
Незабвенный Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, который, по его собственному признанию, «мошенников над мошенниками обманывал» и «не любил пропускать того, что плывёт в руки», недавно вновь напомнил о себе. Именно он, городничий уездного города, герой комедии Гоголя «Ревизор», 183 года назад на премьере по ходу пьесы впервые озвучил законопроект о запрете критиковать власть в любом её неприглядном проявлении. Городничий сформулировал своё предложение в литературной форме, но юридическая суть идеи ничуть не пострадала.
«...Найдётся щелкопёр, бумагомарака... вот что обидно! Чина, звания не пощадит... У, щелкопёры, либералы проклятые! Чортово семя! Узлом бы всех вас завязал, в муку бы стёр вас всех да чорту в подкладку! В шапку туды ему!..»
Нынешние единомышленники Антона Антоновича в лице представителей судебной власти вспомнили о его проекте в начале декабря на совете судей и предложили наказывать СМИ и журналистов за «тенденциозные публикации».
В самом деле, ни чина, ни звания не щадят. Какой шум в публичном пространстве подняли щелкопёры по поводу судьи, устроившей свадьбу дочери за какие-то несчастные 2 млн долларов. Да ещё со всякого рода двусмысленными намёками. А судью по делу об участии в массовых беспорядках известного актёра так вообще затравили...
Тем не менее высший орган судейского самоуправления отклонил законопроект гоголевского городничего. И правильно сделал. Хотя не исключено, что периодически будет возвращаться к нему, уж слишком велик соблазн.
Между тем, как сообщают, совет судей обсуждал проект информационной политики на ближайшие десять лет. И вся эта политика должна будет состоять из специальных правил освещения деятельности судов, которые оградят судей от «беспорядочной, необоснованной критики». Однажды я присутствовал на процессе, где бывший председатель Матвеево-Курганского суда арестовал участницу земельного спора и отправил её в тюрьму. После заседания я обратился к нему за объяснениями. «Вы что, воображаете себя четвёртой властью?!» – сказал он в ответ. И с этими словами на полном серьёзе протянул мне Конституцию РФ: где, дескать, здесь написано, что вы четвёртая власть. Я заметил судье, что это просто метафора. Но председателя уже понесло. Он считал слово и действие судьи не подлежащими публичному обсуждению.
Журналиста же, посмевшего обнародовать мнение о решении вершителя правосудия, надо карать. Подобная гласность расшатывает, видите ли, государственные устои.
После газетной публикации поборник независимости и неприкосновенности третьей ветви власти вынужден был уйти в отставку.
Помнится в большом зале Ростовского музыкального театра донские судьи собрались на очередную конференцию. Повестка была нешуточная: о необходимости повышения доверия к правосудию. Звучали речи об, опять же, информационной открытости судов и даже…
о необходимости быть ближе к народу. Шли годы, но ближе к проблемам, которыми живёт народ, вершители человеческих судеб не стали. И тогда «Крестьянин» попытался усадить представителя судейского сообщества за круглый стол, посвящённый скандальной проблеме кадастровой ошибки. Из-за этой ошибки люди десятилетиями не могут оформить свою недвижимость и передать её по наследству. На круглый стол пришли представители всех областных структур, причастных к землеустройству, а из дворца правосудия позвонили и сказали, что они перегружены работой. Этим и закончилось хождение в народ защитников российской государственности...
Известно, что на премьере «Ревизора» побывал сам император Николай I. После чего он повелел всему чиновничьему сословию в обязательном порядке посмотреть пьесу, в которой, в частности, и судья Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин был представлен в истинном свете.
Благо, сегодня императору не надо принуждать судей узнавать самих себя в актерах на театральной сцене. В интернете каждый из них может прочитать всё, что о нём думают в России, как писал Пушкин, «всяк сущий в ней язык».
Виктор ШОСТКО