Она устоялась

Министр финансов России Антон Силуанов знает секрет счастливой жизни. На днях он поделился им со зрителями программы «Познер». По версии Силуанова, на Руси жить хорошо тому, «кто честно работает».

Работа самого Антона Германовича состоит в распределении денежных потоков по всей стране. Мы, конечно, надеемся, что он исполняет её кристально честно и живёт, соответственно, хорошо, тем более что является лидером по доходам среди всего кабинета министров. Но вот результат этого распределения получается какой-то не очень справедливый и честный. На что и обратил внимание ведущий программы Владимир Познер: 

– Россия близка к тому, чтобы стать мировым лидером по неравенству благосостояния. На долю десяти процентов самых обеспеченных людей приходится 82% всего личного богатства страны. А за чертой бедности находится 20,3 млн человек – почти 14%. Подобное расслоение неизбежно ведёт к социальной напряжённости. Собирается ли правительство что-то с этим делать?

Один из напрашивающихся выходов из такой ситуации – ввести прогрессивную шкалу налога. Вот, скажем, в Великобритании есть минимум, который налогом не облагается, – это 11 тысяч 850 фунтов стерлингов в год. Потому что с бедняков, получающих в пересчёте на наши деньги примерно 74 тысячи рублей в месяц, и взять-то нечего – по крайней мере, так считает английское правительство. А суммы свыше названной облагаются налогом, который колеблется от 20% до 45% в зависимости от дохода. 

Но наш министр финансов, в отличие от наивных британцев, проявил себя тонким психологом, объяснив, что у нас эта система не сработает. Потому что богатые люди – умные: они быстренько вывезут всё за рубеж и притворятся бедными. А кроме того, мы все уже настолько привыкли к своей плоской 13-процентной налоговой шкале, что успели её полюбить, как-то сродниться с ней. 

– Она уже устоялась. И мы договорились не трогать законодательство, по крайней мере в ближайшие шесть лет.
Соцсети по этому поводу дружно напомнили министру, что пенсионный возраст 55 и 60 лет был введён в России в 1932 году, и, стало быть, устоялся гораздо больше нынешней налоговой шкалы, появившейся в 2001 году. Но раз кто-то с кем-то договорился её не трогать – так тому и быть.

В Госдуме тоже недавно прилагали героические усилия по борьбе с неравенством. 25 октября там приняли закон, позволяющий депутатам и сенаторам добровольно отказаться от пенсионной надбавки (46,6 тысячи плюс к страховой пенсии при стаже работы в Госдуме или Совете Федерации от пяти до десяти лет и 63,6 тысячи для тех, кто проработал более десяти лет). Вообще-то, сначала законопроект, внесённый, кстати, секретарём генсовета «Единой России» Андреем Турчаком, предусматривал полную отмену пенсионных надбавок, но депутатам не понравилось, и они доработали текст.

Что мешало отказаться от надбавок (или перевести их на благотворительные цели) до принятия закона, в общем, непонятно. Но и теперь, согласно опросу, проведённому «РБК», на законных основаниях от надбавок готовы отказаться всего шесть человек. Ответы остальных довольно разнообразны: от «Сейчас, ага, побежала отказываться» (глава комитета по делам семьи, женщин и детей Тамара Плетнёва) до «Вот вернётся советская власть – откажемся и от зарплат, и от пенсий» (коммунист Николай Иванов).

А первый приз мы присудим эсеру Федоту Тумусову, обещавшему спросить у жены, как ему поступить. За вклад в развитие семейных ценностей.

Анна КОЛОБОВА