Ещё расти и расти

Отечественные агротехнологи – в поисках новых решений для роста урожайности

Сельскому хозяйству России брошен вызов. Цель удвоить объём экспорта сельхозпродукции к 2024 году обозначена в майском указе президента. Однако достигнуть её невозможно без решения ключевых проблем в земледелии.

В текущем году многие аграрии столкнулись со снижением урожайности зерновых и масличных культур, проблемы с качеством зерна приводят к росту количества претензий со стороны стран-импортёров. Каковы особенности сезона и есть ли у аграриев резервы для роста урожайности, мы поговорили с учёным-фитопатологом, доктором сельскохозяйственных наук, профессором кафедры физиологии и биохимии растений КубГАУ Владимиром Котляровым.

– По прогнозам авторитетных аналитичес­ких агентств «СовЭкон» и ИКАР, в текущем году аграрии соберут рекордный урожай подсолнечника, не менее 11 млн тонн. При этом средняя урожайность будет заметно меньше, на юге снижение до 15%. С чем это связано?

– Посевная площадь подсолнечника в этом году больше, чем в прошлом. Но я бы не спешил с заявлениями о рекорде: на юге уборка ещё идёт. В этом году возникла такая проблема на подсолнечнике, как смешанная инфекция – бактериоз и альтернария. Это привело к заметному снижению количества и качества урожая. Справиться с этой проблемой сложно, так как обычные методы борьбы – с помощью фунгицидов – в этом случае не помогают.

– Как проявляется заражение?

– Сначала бактериальные поражения. Весной на растениях наблюдаются очаговые поражения в виде почернений. Аграрии думают, что причина – механическое воздействие, а это первый сигнал, что заселились патогенные бактерии. Далее развивается альтернариоз. Эта болезнь делает урожай непригодным к использованию: в семенах повышается кислотное число, они горчат, из-за чего их не берут ни маслоделы, ни кондитеры.

– В чём причина проблемы?

– Прежде всего, погодные условия: засуха ослабила иммунитет растений. Но важно отметить, что с такими болезнями российские аграрии раньше не встречались. Более распространёнными были фомопсис и мучнистая роса. Думаю, есть более глобальная причина: смена видового состава возбудителей болезней, появление новых угроз. Масштабы бедствий уже довольно серьёзные, в некоторых случаях поля даже передисковывали. Общие потери аграриев – до 40%, поражения мы наблюдали в Краснодарском и частично Ставропольском краях, Волгоградской и Ростовской областях.

– Если говорить о пшенице, Россельхознадзор усилил проверки в портах из-за проблем с качеством. Объяснили, что в связи с погодными условиями большое количество вредителей на полях, также проводят микробиологические испытания на наличие патогенов. Вы сталкивались с такой проблемой?

– Я бы не сказал, что на юге в этом году наблюдалось массовое распространение вредителей и что эта проблема была нерешае­мой. По нашим оценкам, численность вредителей на уровне прошлого года. Значительного распространения болезней на колосовых тоже наблюдать не приходилось. Проблема, которую мне лично довелось наблюдать, – распространение клеща на колосовых после сахарной свёклы, но это отмечается уже несколько лет подряд, и с ней достаточно неплохо справляются биопрепараты.

Что касается качества зерна пшеницы, причина в том, что минеральное питание оставляет желать лучшего. Большинство сельхозпроизводителей сосредотачивается на внесении азота, иногда фосфорно-калийных удобрений. Но есть и другие элементы питания, которые, к сожалению, в дефиците в почве. Велосипед здесь изобретать не надо: государство субсидирует затраты на проведение агрохимобследований. Там все рекомендации написаны: что вносить и в каком количестве. Те, кто их выполняет, получают стабильно 3-й и 4-й класс зерна.

– Но это проблема экономики – цена на удобрения растёт, а доходы сельхозпредприятий только снижаются...

– Я бы не судил так категорично. Всегда можно найти варианты подешевле. Приведу пример из своей практики: фермер купил удобрение с бором для подсолнечника по цене, за которую можно купить всю систему минерального питания для этой культуры, за исключением азотных удобрений. Главное – подходить к выбору препаратов рационально, научно обоснованно и дифференцированно. Ведь есть определённые различия и в питании, скажем, подсолнечника масличного и кондитерского, хотя общие принципы одинаковы: растения должны получать как макро-, так и микро­элементы.

– Научные рекомендации – то, чего аграриям часто не хватает. Расскажите, как в КубГАУ нашли решение этой проблемы?

– С 2011 года создано малое инновационное предприятие, цель которого – внедрять научные достижения в практику. Мы изучаем проблемы сельхозтоваропроизводителей и ищем их решение. Так, уже в следующем году будет зарегистрирован препарат на основе йода, который поможет защитить подсолнечник от смешанной инфекции, о которой я сказал в начале, а также ряд других культур от большинства болезней. Препарат испытан в полях и доказал свою действенность и экономическую эффективность. Период его защитного действия – до 30 дней, он повышает засухоустойчивость. Его также возможно применять для семян, средняя прибавка, которую мы наблюдаем, – 3-5 ц/га.

– Говорить подробно о перспективах нового зернового сезона ещё рано, но уже сейчас можно судить о качестве семян и погодных условиях. Какие проблемы можете отметить?

– Показатели влажности почвы в этом году лучше, значит, всходы можно получить быстрее. Условия уборки были неплохие и в целом позволяют предприятиям вовремя разделать почву и начать сев. В общем, я могу с уверенностью сказать, что, в отличие от предыдущих двух лет, условия для посева в этом году в целом хорошие. С другой стороны, есть опасность посеять раньше времени и получить израстание посевов. В этом случае на помощь придут ретарданты, главное, не упустить момент.

Насчёт качества семян – здесь важно не пренебрегать фитоэкспертизой. В зависимости от её результатов можно выбирать разные подходы при протравливании семян. В последнее время всё большую популярность набирает биологизированный подход. Можно сказать, это новый и очень перспективный тренд в сельском хозяйстве. Его суть состоит в применении биопрепаратов как в чистом виде, так и в сочетании с фунгицидами. Это позволяет снижать норму расхода фунгицида и экономить. Также биопрепарат действует как антидот, оздоравливает почву.

– В правительстве не раз говорили, что выращивание органической продукции может стать конкурентным преимуществом российской сельхозпродукции на мировом рынке...

– Да, и такой продукции в стране выращивают всё больше. Активно очень работает в этом направлении и Казахстан. Там научились продавать органическую продукцию, но главная сложность органической системы земледелия – это защита урожая от болезней и вредителей. Тем, кто не нашёл эффективного решения, приходится передисковывать всё поле.

– Профилактика и борьба с болезнями начинается ещё на этапе работы с пожнивными остатками. Каковы ваши рекомендации?

– Для многих предприятий обязательным приёмом стала обработка стерни биопрепаратами. Это правильно, так работают все лидеры по урожайности. Выбор препаратов достаточно широк. В том числе наши учёные разработали биопрепарат, ускоряющий разложение стерни. Его преимущество в том, что это не готовый продукт, а стартовый инокулянт. Готовые биопрепараты – покоящиеся, для спор нужно время на раскачку 1,5-2 суток. Полученные из стартового инокулянта вегетативные формы микроорганизмов работают быстрее, уже с момента внесения. Но здесь важна также и технология: когда и как его вносить. В целом благодаря внесению биопрепаратов почва получает заряд плодородия, улучшаются её физические свойства, меняется структура, цвет и запах, появляются супрессоры – враги возбудителей болезней. 

Работа с пожнивными остатками особенно важна для хозяйств, применяю­щих технологию ноутил. Кроме того, проблема номер один при ноутиле – борьба со слизнями, которые весной выедают посевы подсолнечника и сои так, что поля приходится пересевать. Химический метод борьбы есть, но обработки эффективны против взрослых моллюсков, а на яйца слизней моллюскоцид не действует. Поэтому через год проблема снова повторяется. Стоимость такого препарата в 10 раз выше стоимости любого инсектицида. Хозяйства стараются экономить, делать только краевые обработки, но это не является полноценным решением проблемы. От слизней страдают и овощеводы. Мы провели работу и нашли выход – это биологический препарат, в основе которого хищные нематоды. В этом году планируем производственные испытания.

– У учёных КубГАУ достаточно много решений, которые они могут предложить аграриям. Есть ли проблемы с внедрением отечественных разработок?

– В хозяйствах, с которыми мы уже работаем, – нет. За четыре года площади, на которых применяются наши препараты, выросли десятикратно. Я считаю, что наука может и должна служить практике. Для селян важны не столько абстрактные исследования, сколько эффективность и выгода. Эти задачи мы и решаем на протяжении многих лет.

Инга СЫСОЕВА

 

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин