Нужен план «Б»
Климат изменчив – иметь только один сценарий развития сельского хозяйства рискованно
Весеннее половодье нынешнего года оказалось самым высоким за последние пятнадцать лет. Станет ли это окончанием периода маловодья? О том, как вели себя этой весной Цимла и Дон, как это может сказаться на урожае-2018 и какие сюрпризы со стороны климата могут ждать нас не только в ближайшие месяцы, но и десятилетия, мы поговорили с заведующим лабораторией гидрологии и гидрохимии Южного научного центра РАН, кандидатом географических наук Алексеем Клещенковым.
– Почему половодье этого года уже назвали экстремальным?
– В этом году вода стоит намного выше, чем в прошлые годы. Но я бы не назвал половодье экстремальным. В некоторых СМИ писали всякие ужасы о десятиметровых волнах, о разрушенной дамбе Цимлянского водохранилища... На самом деле всё не так страшно: размыло не подпорную дамбу, а небольшую локальную плотину – к тому же её уже практически починили. Попуски воды из Цимлянского водохранилища были действительно в разы больше, чем в последние пятнадцать лет. Но по-хорошему они такими и должны быть: просто за период маловодья мы отвыкли от таких объёмов. В последние годы средний расход воды был 500 кубометров/сек., а сейчас, в период половодья – 1500-2000. Но если взять большой период – с конца XIX века – это среднемноголетнее значение.
С 16 по 25 мая – в период максимального половодья – мы прошли от Цимлы до Ростова. Экспедиция была организована ЮНЦ РАН при поддержке Русского географического общества в рамках проекта «Изучение трансформации среды и биоты Цимлянского водохранилища и Нижнего Дона в условиях изменения климата». Её целью было исследование этих двух взаимосвязанных природных геосистем в период максимального весеннего половодья. Ведь Цимлянское водохранилище определяет природные условия всего Нижнего Дона – качество воды, развитие гидробионтов, жизнедеятельность человека... И мы хотели проследить, как скажется необычно высокий уровень воды в Цимле на протяжении всего русла реки ниже водохранилища. Повышенный сток воды распространяется и в Таганрогском заливе, отодвигая солёные воды на запад, в сторону Ейска: граница видна невооружённым глазом, потому что речная вода более мутная. Будет ли эта ситуация стабильна или солёная вода опять вернётся к Таганрогу? Это большой вопрос. Во всяком случае, само Азовское море не опресняется: участок, где происходит взаимодействие пресной и солёной воды, по-прежнему остаётся в Таганрогском заливе.
– Что принесла с собой высокая вода?
– Много чего. Например, низкую температуру. За счёт большого объёма вода не успевает прогреться. На входе в Цимлянское водохранилище, возле Калача-на-Дону, температура как поверхностного, так и придонного слоя – порядка 20-22 градусов. В самом водохранилище происходит резкая дифференциация: разница между температурой поверхностного и придонного слоя составляет до 10 градусов. Холодная вода из чаши Цимлянского водохранилища сбрасывается в Нижний Дон, и вся река на протяжении от нижнего бьефа до устья имеет температуру 16-18 градусов, только притоки Дона существенно теплей – 21-22 градуса. Холодная вода, текущая из Цимлы, определяет развитие водных экосистем Дона. И только достигнув Таганрогского залива, в районе Должанской косы, она начинает прогреваться.
Алексей Клещенков за работой. С помощью батометра он берёт пробы воды с определённой глубины
В середине лета мы ещё раз пройдём по этому маршруту, чтобы оценить, как такая многоводная весна изменит пути развития токсичных сине-зелёных водорослей. А их разрастание – это одна из ключевых проблем развития Цимлянского водохранилища.
– Их должно стать меньше из-за низкой температуры?
– Стоит ожидать, что да. А также из-за того, что половодье по срокам сдвинулось к июню, и из-за высокой проточности воды. Но не исключён такой вариант, что водохранилище уже настолько перестроилось и водоросли приспособились к маловодью, что даже нынешнее сильное половодье ничего не изменит. Но это мы увидим в июле-августе, в период максимального прогрева, когда рост сине-зелёных водорослей достигает максимума.
– Насколько затоплена долина Дона?
– Подтопление, то есть просачивание грунтовых вод на поверхность в пойме из-за высокого уровня воды в реке, заметно местами – до 10 км от берега. Из берегов Дон вышел на 300-500 метров. В районе Семикаракорска недели две не работал паром: на него невозможно было заехать. В Семикаракорском, Багаевском, Усть-Донецком районах, особенно на левобережье, затопило дома, базы отдыха. Нынешняя ситуация опасна для рыбаков, для купающихся. Люди привыкли, что в Дону вода тихая и спокойная, и не оценивают свои силы.
Температура воздуха уже под 30 градусов, поэтому холодная вода оказывается неожиданностью. Рыбаки выходят на лодках и не учитывают, что река сейчас ведёт себя совсем по-другому: высокий уровень воды, сильное течение. Кроме того, вода затопила прибрежные участки, где в течение десяти-пятнадцати лет скапливались груды мусора. Мусор смыло в Дон, потом он спустится в Таганрогский залив, осядет там на берегах, возможно, собьётся в островки.
Во многих местах подтоплены поля за счёт подъёма уровня грунтовых вод...
– Как это может сказаться на будущем урожае?
– Пока непонятно: нужно смотреть ущерб по каждому участку. Многое зависит от того, как долго будет стоять вода. Но в целом посевы подмокли, и местные жители расстроены. А вот рыбе высокое половодье пойдёт на пользу: в результате затопления берегов у неё появились мелководные нерестилища, заросшие травой. Есть шанс, что и на Дону, и на Цимле воспроизводство рыбных запасов будет более качественным, чем в прошлые годы. С другой стороны, затопленные травы, деревья и кустарники создадут дополнительный источник питательных веществ для сине-зелёных водорослей. Так что большая вода – это и добро, и беда одновременно.
– Станет ли высокое половодье этого года окончанием засушливого периода?
– Возможно, это окончание периода маловодья. А возможно, нет. На графике максимальных расходов воды мы видим всплеск после пятнадцати маловодных лет. Но куда пойдёт дальше график, мы пока не знаем. Чтобы говорить о тенденции, нужно иметь на графике две точки, а у нас пока только одна. Но что такого половодья не было пятнадцать лет – это факт.
Сейчас у нас принята концепция изменения климата Ростовской области до 2050 года. На основании этого доклада даются рекомендации по развитию сельского хозяйства исходя из концепции глобального потепления. Но остаётся главный вопрос: будет ли жарко и сухо или жарко и влажно? Климат очень изменчив: может быть долгий тёплый период, а потом вдруг настанет суровая зима, как в 2012 году, когда Азовское море замёрзло практически на месяц. В этом случае быстро перестроить систему сельского хозяйства с изменением сортов, применяемых агротехник, управленческих решений будет очень непросто.
Камышовка в прибрежных зарослях
– И что же делать?
– Южный научный центр тогда участвовал в совещаниях и высказал свою позицию: если мы будем иметь только один сценарий, это большой риск. Мы давно говорим о том, что принятие плана развития сельского хозяйства с учётом только одного вектора – это неверно. Нужно всегда иметь план «Б».
– А он есть?
– Я полагаю, что нет. Но он необходим, потому что климат может развернуться в любую сторону. Может, например, стать холодно и влажно. И что тогда делать?
– Насколько велика вероятность, что климат поведёт себя не по сценарию?
– Вот передо мной лежит книга «Климат Ростовской области: вчера, сегодня, завтра», изданная в 2006 году. По моим оценкам, за прошедшие двенадцать лет расхождение с прогнозами составило около 30-40%. Развитие климата идёт по спирали, и это нужно учитывать при планировании в сельскохозяйственной отрасли. Мы неоднократно говорили об этом людям, которые принимают решения в областных минсельхозе и минприроды, но…
– То есть речь идёт о необходимости ликвидровать разрыв между наукой и администраторами?
– По сути, да. Это путь, по которому необходимо двигаться для достижения положительного результата.
Беседовала Анна КОЛОБОВА
Фото Александра Московца и Виталия Сёмина
Геннадий МАТИШОВ, научный руководитель ФИЦ Южный научный центр РАН, академик: «Нужно помнить, что климат цикличен. Тёплые и холодные периоды, засушливые годы чередуются, а их продолжительность влияет на водный баланс рек, урожайность сельскохозяйственных культур, воспроизводство речной и морской ихтиофауны».