На чёрта нам эта косметика!

Клиенты коммерческого медцентра, получившие кредитные договоры вместо обещанного бесплатного обследования, решили бороться сообща

К вам обращаются пострадавшие от действий ИП Усванова П.С, ИП Косовой Л.С., ООО «Афина». Указанными лицами нам навязано заключение договоров розничной купли-продажи, которые мы не намеревались заключать.
Нас пригласили в оздоровительный центр «Афина» для бесплатного компьютерного медицинского обследования. А в результате мы получили кредитные договоры на баснословные суммы для покупки ненужных косметических средств. Нас жестоко обманули. Мы обращались в прокуратуру, в полицию, в суд. Но нам сказали, что всё законно.
Помогите!

Попова Н.Н., Аверьянова Л.П., Чупова Н.Д. и др.

Мы уже писали о том, как ростовчанка Наталья Кисель пошла в оздоровительный центр «Афина» на «бесплатное обследование», а получила две баночки с косметикой, упаковку травяного чая и стотысячный кредит в придачу (см. материал «Никогда не разговаривайте с незнакомцами», № 44). Наталья Алексеевна обратилась в суд, а тем временем выяснилось, что она далеко не единственная пострадавшая от деятельности ООО «Афина» и индивидуального предпринимателя Усванова (см. материал «Очнулся – кредит», № 48). 

Суд она проиграла: судья Ленинского суда Анна Лепетюх сочла, что оснований для растор­жения договора нет, поскольку «до сведения Кисель Н.А. была доведена достоверная информация» о товаре, а «факт психологического давления на истца» не нашёл подтверждения – и с тем, и с другим сама Наталья Алексеевна категорически не согласна. Ещё в решении суда сказано, что «надлежаще извещённая истица в судебное заседание не явилась» – и тут уже мне непонятно, кто из нас страдает галлюцинациями: я или уважаемый суд.

Потому что я была на двух заседаниях и не только видела там истицу своими глазами, но и слушала её подробнейшие показания. 

А телефон в редакции продолжает звонить:

– Меня (мою маму, бабушку и т. д.) тоже позвали в «Афину» на бесплатную диагностику (диспансеризацию). Обрабатывали четыре часа и всучили косметику и кредитный договор на сто тысяч… Расторгнуть его оказалось невозможно.

Звонят и пишут пострадавшие, их родственники, адвокаты… Когда количество обращений пошло на второй десяток, стало ясно, что неудачливым клиентам «Афины» нужно как-то объединяться. И мы пригласили их на встречу в редакцию «Крестьянина».

Мы, нижеподписавшиеся...

В результате выяснилось много интересного. Например, договоры, заключённые недавно, подписаны уже не Усвано-
вым П.С., а некоей Косовой Л.С. Подписи их, впрочем, выглядят совершенно одинаково. А учитывая, что некий Павел Усванов, размещавший на своей интернет-страничке ВКонтакте материалы о центре «Афина», за истекший период успел уже дважды сменить фамилию (сначала стал Ивановым, а теперь называется Мурзаевым)… Неужели и Косова Л.С. – это тоже он?

Фигурирует в договорах также некая Усванова Елена Анатольевна. Кроме фамилии у неё с Павлом Сергеевичем совпадает и род деятельности: она так же индивидуальный предприниматель и оформляет для пожилых женщин кредиты на покупку косметики. Интересно, кем она приходится Усванову П.С.? Однофамилицей?

Ещё к договору и прочим бумагам продавцы стали прикладывать согласие на обработку персональных данных. Тем самым отсекая вопросы: «А откуда у вас мой номер телефона, имя, фамилия и всё остальное?» Конечно, согласие подписано уже после звонка с приглашением, но приличия соблюдены.

На этой встрече и было написано коллективное письмо, приведённое выше. Копии письма мы приложим к официальным запросам редакции в Роспотребнадзор, Росздравнадзор, прокуратуру и все остальные инстанции, которым, на наш взгляд, давно пора разобраться в происходящем. 

«Скорей бы выбраться»

Среди пришедших были и женщины сильно в возрасте – письмо им читали сопровождаю­щие их дочери и невестки. Они же показывали, где подписать. Сами эти женщины только щурились, пытаясь разобрать короткий печатный текст. Ясно как день, что не могли они осилить десятки листов мелкого шрифта. В общем, идеальные клиентки для впаривания косметики по цене, завышенной в десятки раз. 

Но среди клиенток «Афины» есть и вполне бодрые и активные женщины лет пятидесяти пяти, с высшим (в том числе юридическим!) образованием. Они-то уж должны были знать, что нужно внимательно прочитать всё, что подписываешь.

Но женщины сами в недоумении:

– Я была как пьяная: кружилась голова, ничего не соображала… На чёрта мне сдалась эта косметика?

– Я вообще не понимала, что происходит. Была одна мысль: «Скорей бы выбраться отсюда...»

Почему практически все клиентки «Афины» описывают своё самочувствие одними и теми же словами? Было ли вызвано их состояние только тем, что их грамотно забалтывали в течение четырёх часов, или ещё какими-то причинами? Это ещё предстоит выяснить.

В. М. (как и некоторые другие, она просила не называть её фамилию, «потому что стыдно выглядеть такой идиоткой перед людьми») рассказывает:

– Я довольно быстро заподозрила, что происходит что-то не то. И стала говорить: «Я не буду это подписывать. И мне не нужна эта косметика». Мне возражали: «Но она вписана в договор». В общем, я отодвигаю эти бумажки, а они мне их двигают обратно. Но я уже так плохо себя чувствовала, что подписала всё, лишь бы отделаться.

– Они меня всё время торопили, чтобы я скорей подписывала, как будто куда-то страшно спешили, – говорит её подруга по несчастью Т. А.

Те же лица...

В феврале этого года Роспотребнадзор после многочисленных жалоб клиентов добился прекращения деятельности каменского ООО «Афина» в области косметологии и медицины. В решении суда, в частности, сказано: «Деятельность ООО “Афина“ нарушает законодательство по защите прав потребителей и законодательство по техническому регулированию. Недоведение до потребителей полной и достоверной информации об оказываемых услугах (косметических, медицинских), о порядке и способах оплаты за предоставляемые услуги, об используемых препаратах и средствах, показаниях и противопоказаниях к предлагаемым услугам создаёт опасность сложившимся общественным отношениям. ООО „Афина“ не выполняет установленные требования, тем самым лишая потребителей сделать правильный выбор при получении услуг; отсутствие достоверной информации о предлагаемых и оказываемых косметических и медицинских услугах, о показаниях и противопоказаниях со стороны здоровья создаёт риск здоровью и жизни потребителей».

Директора каменской «Афины» Анну Сергеевну Савченко суд постановил привлечь к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ и ст. 14.45 КоАП РФ. А уже в июне в Азове родилась новая «Афина» с руководителем Савченко А.С. Есть своя зарегистрированная «Афина» и в Новочеркасске: и опять-таки некая А.С. Савченко является её совладелицей – также как и некий П.С. Усванов. Но клиентов, по крайней мере основную их часть, принимают в Ростове, на Социалистической, 88, где зарегистрирован ИП Усванов П.С. И есть стойкое ощущение, что эта «Афина» не только унаследовала от каменской методы работы, но и творчески их развивает. 

…И та же история

Доказать в суде, что женщин вводили в заблуждение, очень сложно: то, каким образом добывали их подписи, осталось «за кадром». Записать предварительный телефонный разговор с приглашением на «бесплатное обследование» тоже никому не пришло в голову. Поэтому адвокат Юлия Спиридонова (она представляет интересы одной из клиенток «Афины») предлагает подать в прокуратуру и ОБЭП Ростовской области и Москвы, а также в ГУ МВД по Ростовской области коллективное заявление – ведь речь идёт не о единичном казусе, а о массовом явлении.

Желающих подписать такое заявление с каждым днём становится всё больше – они продолжают звонить и приходить в редакцию со словами: «Со мной произошла точно такая же история». 

– Я мужу ничего не сказала, – говорит одна из женщин. – У него больное сердце.

Анна КОЛОБОВА
Фото Валентины Скрипко

Выразить свое отношение: 
Рубрика: ЗаконОбщество
Газета: Газета Крестьянин