Погибает Бейсугский лиман
Когда-то глубина его была полтора-два метра, теперь – воробью по колено
Не часто встретишь старожила, готового до последнего отстаивать право на жизнь той уходящей малой родины, которая осталась в памяти покрытым колкой ракушкой берегом Азовского моря, богатым рыбой Бейсугским лиманом. И сейнерами «пэтээсами» у берега Ясенской Переправы, в которые грузили улов рыболовецкие бригады. Один из таких людей – Георгий Георгиевич Хоренко, чьё детство прошло в посёлке Ясенская Переправа.
Когда приехала в посёлок Октябрьский, где он теперь живёт, Георгий Георгиевич сразу протянул мне большой конверт. «Здесь, – объяснил, – фотография и статья, в которой рассказал, как погубили Бейсугский лиман. Сейчас хочу вас провезти по берегу». И вот мы едем по гравийке от хутора Шиловки в сторону посёлка Ясенская Переправа. Георгий Георгиевич то и дело жмёт на тормоза, командует: «Фотографируйте! Здесь был широкий берег, покрытый ракушкой, которую веками намывало море. Всю её унесло в Бейсугский лиман, на Ясенскую косу. А видите, сколько вдоль дороги камней? Берег постоянно укрепляют. Но лет так через десять не увидите и этого. Море всё больше наступает. Навскидку, уже забрало у Шиловки метров шестьсот берега. Но главное, нужно бить тревогу потому, что гибнет Бейсугский лиман. Я и президенту на «Прямую линию» звонил… Лиман ещё можно спасти, если убрать дамбу, которой перегородили Бугазский пролив».
…Открыв вручённый мне конверт, первым делом рассматриваю фотографию. Её Георгию Хоренко, когда он служил в армии, прислал на память друг. Местные рыбаки сфотографировались на память в День рыбака. Как утверждают старожилы, в далёком 1954-м глубина у Ясенской Переправы была три-четыре метра, и сейнеры малым ходом подходили к берегу. А на Ясенской косе обосновались бригады ахтарских рыбаков. «Уловы, – вспоминает Георгий Георгиевич, – были богатые. Но возить рыбу на ахтарский рыбзавод через Бугазский пролив, который отделял косу, было долго. По суше бы сподручнее. И тогда решили Бугазское гирло перекрыть. Рыбаки из Ахтарска, Шиловки, с Ясенской Переправы два месяца трудились на этой «стройке века». Бугазский пролив завалили мешками с землёй – получилась дамба, по которой и стали доставлять в Ахтарск улов.
1954 г. Глубина Ясенской переправы была 3-4 метра
Так в 1946-м из двух проливов, которые омывали Ясенскую косу у ахтарского и переправского берегов, заполняя Бейсугский лиман из Азовского моря, остался только тот, который у Ясенской Переправы. И после необдуманного вмешательства человека Бейсугский лиман был обречён. «В природе всё целесообразно, нет ничего бесполезного. И сама природа создавала два пролива, которые делали лиман проточным. Поэтому он был чистый, вода в нём – прозрачная. И было много водорослей и нужных рыбам микроорганизмов. Рыбы было очень много, заходила в Бейсугский лиман на нерест, – вспоминает в своей статье Георгий Георгиевич. – А водорослей и до 1970-х в лимане было столько, что собирали их бригадами, сушили, складывали в скирды, а после отвозили в Ейск и набивали ими матрацы для военных. Ещё использовали водоросли как утеплитель и закрывали ими стыки перекрытий на крышах. Теперь лиман без водорослей и без жизни. Рыба из него ушла. Когда-то здесь нерестилась половина всей азовской тарани… А теперь и бычок на вес золота, и даже тюлька не заходит.
Вот как это выглядит на карте
При сильных западных ветрах мощное морское течение за много километров несёт с шиловского обрыва в Бейсугский лиман грязь и песок. Всё это оседает, и лиман катастрофически мелеет. Когда-то глубина его была полтора-два метра. Теперь – воробью по колено, и метра не будет. Уникальный Бейсугский лиман гибнет».
Также после строительства дамбы в разы расширилось ясенское гирло (пролив), и море всё больше забирает берега у посёлка Ясенская Переправа. А ещё раньше берег от Шиловки до Ясенской Переправы был широкий и полностью покрыт морской ракушкой. Но когда один из двух проливов, соединявших Бейсугский лиман с Азовским морем, закупорили дамбой, круговорот воды нарушился. Течение изменилось, и море забрало ракушку, которую веками намывало вдоль берега, и понесло её на Ясенскую косу. И прежде узкая, она стала наращиваться наносным песком. А берег вдоль дороги от Шиловки в сторону Ясенской Переправы, наоборот, всё больше размывает. Море отвоёвывает сушу. Чтобы сохранить дорогу, специалисты предлагали значительно поднять и укрепить её дамбу. Стоимость проекта – миллионы. Только есть мнение, что при сильном ветре очередная рукотворная преграда может усилить высоту и мощь нагонной волны. И весь свой гнев природа обрушит на береговые поселения. Ясенская Переправа может быть просто сметена с лица земли.
Достанется при сильном шторме и Приморско-Ахтарску, Должанской косе и даже населённым пунктам в устье Дона. Все эти колоссальные проблемы «модернизаторы природы» получили от бездумного в неё вмешательства.
…Бейсугский лиман в сравнении с другими азовскими лиманами был велик не только по размерам, он был и самым рыбным. Рыбаки и моряки называли Бейсугский лиман уважительно – Бейсуг. Ведь «бейсуг» означает «великая вода». Но стоило человеку вмешаться в отлаженный природой механизм, нарушилась основа основ – режим морских течений. И началось болезненное перерождение лимана. Да и всё Азовское море сегодня больно. Всё больше размываются его чудесные песчаные косы, обрушиваются берега, заиливаются и заболачиваются места обитания ценных пород рыб… Какими бы научными и современными ни выглядели предлагаемые способы спасения Бейсугского лимана, здравый смысл подсказывает: если не устранить первопричину и не убрать дамбу, болезнь Бейсугского лимана будет прогрессировать.
– Сегодня в Краснодарском крае реализуют программу углубления, расчистки и возвращения к жизни азовских лиманов. И пока гибель Бейсугского лимана не стала необратимой, нужно всё повернуть вспять! – считает Георгий Георгиевич Хоренко. – А для этого открыть Бугазский пролив, убрав дамбу, отгородившую лиман от моря. А иначе Бейсуг постигнет судьба Ханского озера, пересохшего из-за дамб на Ясени. И тогда пресса сообщит, что в ХХI веке ещё одна «жемчужина Кубани» утрачена по вине человека.
Татьяна ШЕКЕРА
Краснодарский край
Фото автора