Как вытянуть рыбку из пруда?

Рыбоводство – очень прибыльная отрасль, если подходить к делу с умом

У Романа Неженцева сто гектаров прудов в окрестностях посёлка Присадовый. Начав с небольшого водоёма, он постепенно расширил свою водную ниву и получает с неё неплохой урожай. Но перед тем как стать успешным рыбоводом, Роман набил много шишек, иногда терял десятки тонн рыбы из-за собственных просчётов. Но каждую неудачу он глубоко анализировал, докапываясь до самых мелочей, записывая все свои действия в дневники. Сейчас на основе своих записей он пишет руководство по рыбоводству, чтобы самому обобщить накопленный опыт и помочь другим начать собственное дело.

Сначала – человеческий фактор

Мы сидим с Романом Анатольевичем в тёплой комнатке на берегу одного из прудов. Здесь у него, можно сказать, офис. Этот водоём не имеет особого промыслового значения.

На берегу он об­устраивает зону отдыха, которая пока большой прибыли не приносит. Но в перспективе это тоже может быть доходным делом. К тому же Неженцев запустил в пруд хищников: судака, сома, щуку, которых со временем можно будет отлавливать промышленным способом. Хищная рыба пользуется хорошим спросом и стоит дороже, чем традиционные карпы, толстолобики и амуры. Вообще, он считает, что бизнес должен строиться по принципу: нельзя класть все яйца в одну корзину. Поэтому рядом у него животноводческая ферма, где стоят на откорме бычки, есть и земля, где он выращивает зерновые и кормовые культуры. Каждая отрасль дополняет друг друга. Зерно идёт на приготовление кормов для животных и рыбы, из навоза он готовит удобрения, а часть его использует для разведения рачков, дафнии и маины – прекрасного белкового корма для рыбы.

Роман перелистывает свои дневники, в которых записан буквально каждый шаг его рыбоводческой практики, сохранены все накладные, так что даже спустя годы можно понять, какие действия привели к успеху или неудаче.

– Но все эти труды могут быть перечёркнуты банальным человеческим фактором. Он в рыбоводстве имеет чуть ли не первостепенное значение. Если, например, у меня на ферме стоят видеокамеры и я могу отследить каждый шаг скотников, в конце концов, просто посчитать бычков, то на прудах сколько камер ни ставь, всё равно всю территорию не охватишь, тем более ночью. Ты можешь год, а то и больше вкладывать деньги в малька, корма, лекарства, считать потенциальную прибыль, а когда начнёшь вылавливать рыбу, выяснится, что её просто нет. Всё выловили другие: браконьеры, облапошившие охрану или вступившие с ней в сговор, или сами же охранники. У меня были случаи, когда охрана и рабочие вдруг увольнялись накануне массового отлова. Пруды оказывались пустыми, а они покупали себе машины. И ничего не поделаешь, не пойман – не вор, – рассуждает Неженцев. – Вы даже не представляете, насколько браконьерство у нас массово. Эта деятельность может приносить миллионные доходы.

Поэтому рыбовод тщательнейшим образом отбирает людей. Тех, кто заслуживает доверия, ценит и хорошо оплачивает их труд. Система оплаты нацелена на конечный результат. К ежемесячным 10 тысячам рублей полагается ещё столько же за каждый месяц, если выполнен план. А план у Неженцева просчитан реально, так как налажен высочайший учёт. Всё, что выше плана, люди могут забрать себе. Это бывают неплохие деньги.

Каждому объекту – свой паспорт

Роман говорит, что рыбоводство – выгодная отрасль. Проблем со сбытом фактически нет, так как рынок рыбой не перенасыщен. Если правильно поставить дело, то можно добиться рентабельности в 75 процентов. Но в том-то и закавыка, что поставить дело трудно. Многие начинающие рыбоводы думают, что запустил рыбу, кормишь её – и этого достаточно, чтоб получать прибыль. При таких подходах разорение гарантировано.

– У нас нет практики составлять паспорт водного объекта, а это первостепенная вещь, – рассказывает Неженцев. – Вот у меня есть два пруда, расположенные через дамбу друг от друга и одинаковые по размеру. Но в одном рыба растёт в два раза быстрее, чем в другом. Я стал изучать проблему. Оказалось, что там, где результаты хуже, наблюдается кислородное голодание. Слишком много ила, который выделяет сероводород. Надо или чистить пруд, или обеспечивать его аэрацию. Это можно сделать компрессором, как в аквариуме, или специальными аэраторами, которые достаточно дороги, или просто периодически гонять по пруду на моторной лодке, чтоб перемешивалась вода. И таких нюансов много. Имеет значение и рельеф дна, и его состав, и глубина водоёма, и наличие камыша и другой растительности, степень его проточности и ещё куча всяких факторов. Их совокупность и есть паспорт водного объекта. Мало у кого он имеется. Отсюда и низкие показатели. 

Лучше – свой малёк

Рыбоводы идут двумя путями. Одни закупают уже подрощенного малька, другие сами выращивают его из личинки. Роман считает, что второй путь намного эффективней. Он сам выращивает малька в специальных прудах. Это очень хлопотно, но игра, как говорится, стоит свеч. Не все себе это могут позволить в силу особенностей водоёмов.

Например, если нет сброса воды, то вряд ли стоит браться за выращивание малька. Водоём необходимо полностью осушить, вычистить, чтоб не осталось там случайной икринки других рыб, тем более хищных. Иначе вырастут вместе с мальком и просто пожрут его. И кормить малышей надо тщательно, мелко размолотым комбикормом, а лучше рачками – дафниями и маиной. Их Неженцев разводит сам в небольших ямах, добавляя туда коровий навоз, которого у него в избытке. Рачки идут и на корм взрослым рыбам.

От белковой пищи они лучше растут и мясо их становится вкуснее. Если же кормить рыбу только растительными кормами, то от обилия углеводов она станет жирной и невкусной.

– А часть малька я продаю другим рыбоводам. С учётом полученной прибыли мальки, которых запускаю в свои водоёмы, фактически становятся для меня дармовыми, – говорит Роман. – Таким образом, удаётся снизить себестоимость моей рыбы. 

Его «пионер» – всем пример

На одной из дамб я обратил внимание на подъёмный кран с задранной вверх стрелой. Как будто пионер отдаёт салют. 

Поэтому, по словам Неженцева, эти приспособления для отлова рыбы и стали называть «пионерами». Краны эти применяются только там, где есть возможность спускать рыбу в специальные водоёмы. У кого нет такой возможности, ловят неводами.

– Это стандартный стационарный «пионер», – говорит Роман, – он у нас один. А есть ещё три передвижных. Мы их сами сконструировали. Я разработал сам принцип, а потом вместе с рабочими довели идею до логического конца. А смысл в том, что этот агрегат три человека могут собрать и разобрать за час, погрузить на «Газель» и привезти куда надо. Таким «пионером» можно за раз до 300 килограммов рыбы достать с любой глубины, какая бывает в промысловых прудах. Его можно установить на самой узкой дамбе.

И электричества он потребляет мало, достаточно небольшого генератора.

Я подумал, что это прекрасная иллюстрация всего стиля ведения бизнеса Романа Неженцева. Ко всему подходить творчески, глубоко вникать в суть дела и доводить его до конца. Отсюда и хороший результат.

Сергей ИВАЩЕНКО
пос. Присадовый, 
Новоалександровский р-н,
Ставропольский край
Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Охота и рыбалка
Газета: Газета Крестьянин