Ценнее мякоти
– Считается, что животноводство хлопотно. А в растениеводстве почти что нечего делать: посеял, убрал – и гуляй. Так ли это? – спрашиваю главу двух сельскохозяйственных предприятий Тамару Заброднюю.
– В растениеводстве тоже круглый год работа. Начало сева озимых сдвинулось: раньше с 5 по 25 сентября оптимальные сроки были, теперь из-за недостатка влаги ждём до октября. Заканчиваем сеять – с конца года пошли у нас доочистка, доработка, технику готовим, а там и весна, – рассуждает Тамара Михайловна.
Сегодня в хозяйстве Забродних, вернее в двух, более тысячи гектаров земли: КФХ «Доверие» раскинулось на 685 гектарах, СПК «Украина» – на 430. А начинали в 1993 году с небольшого клочка. Забрали в колхозе свои и родительские паи – получилось 26 га. Техники – никакой. Но уже через два месяца, собрав все сбережения, купили трактор. Комбайн нанимали в Чалтыре. Выращивали зерновые, масличные, картофель, тыкву. Держали два с половиной десятка КРС, в том числе семь дойных коров.
– Мы и детей за счёт этого выучили. Корова – всегда в семье достаток и доход. У нас и место на Северном рынке было постоянное, покупатели знали, когда приезжаем, уже ждали. Хоть плечо не маленькое до Ростова (под двести километров), а всё равно выгодно получалось, – вспоминает Тамара Михайловна.
Односельчане, видя, что у Забродних получается трудиться на себя, стали забирать свои наделы. И уже на следующий год восемнадцать фермеров присоединились к «Доверию». За плечами главы КФХ было 14 лет работы главным экономистом огромного колхоза «Украина», у супруга Александра Владимировича, ученика знаменитого Терентия Мальцева, – богатый опыт в агрономии. Так что с самого начала хозяйствования сделали ставку на семеноводство.
Сотрудничали с сельхозинститутами, закладывали опытные участки. Хлопотно, зато какая отдача! Постепенно обзавелись всей необходимой техникой. Помимо озимой пшеницы, подсолнечника, кукурузы сеяли бахчу, ведь в договоре с арендодателями значился и центнер арбузов на пай. Да и торговля сладкой ягодой шла в зачёт.
– А когда же поняли, что семечки, которые так мешают наслаждаться арбузом, ценнее мякоти? – интересуюсь у хозяйки.
– Беда нас заставила заняться этим делом. В 2009 году тяжело заболел наш отец, мой свёкор. В сентябре его похоронили. Не до бахчи было. Четыреста тонн арбузов остались в поле. Продать мы их не смогли. Перебить урожай на семена надоумил руководитель ООО «Донсемена» Анатолий Владимирович Федотов.
Конечно, работали мы в тот год в жутких условиях: октябрь-ноябрь, уже снег выпал. Взяли в Новочеркасске в аренду машину специальную. К трактору она цепляется. В бункер-накопитель подаются арбузы, мотовило их молотит, семена по транспортёру ссыпаются в мешки. Потом их нужно замачивать в титанах, всё лишнее всплывает, семечки арбузные тяжёлые – оседают на дно. Возиться приходится в холодной воде. Дальше семена расстилали на мешковину и сушили воздушными пушками. Сахар всё равно остаётся, и семена моментально слипаются, их надо постоянно мешать. Да мы сутками тогда не спали. И заготовили, без преувеличения, где-то больше двух тонн семян.
– А ничего, что арбузы практически по морозу убирали?
– Наоборот, они вызрели. И ещё семена арбуза, тыквы и огурцов, кстати, имеют свойство: чем дольше хранятся, тем всхожесть их лучше.
– Значит, не в убытке остались?
– Арбузы на тот момент стоили рубль за килограмм, а семена где-то 200-220 рублей. Очень-очень выгодно заниматься семенами. Как в животноводстве тёлками племенными, именно породистыми, так и тут. Семена больше чем товарная бахча и любая другая культура отдачу дают. С гектара выручка до шестисот тысяч доходит. За минусом расходов прибыль остаётся не менее 50%. Сейчас в Ростове на рынке полкилограмма семян арбуза стоят полторы тысячи рублей. Мы, разумеется, такой цены не имеем, и всё равно неплохо получается. Но сократили бахчу до трёх гектаров. Во-первых, трудоёмкое это дело. Две прополки минимум надо провести. Прополки-то я вытягиваю элементарно – плачу хорошо, и люди идут ко мне. Но когда начинается это мытьё... Надо, чтобы бахча выстоялась, её же в сентябре не уберёшь. Ждём до последних чисел октября. Слякоть, распутица, холодина... А второй сдерживающий фактор – рынок сбыта ограничен. Раньше украинские фермеры хорошо брали – по 30, 60 килограммов. Мы ж тут рядом. От базы до границы метров триста всего. А земли все граничат с Украиной. В прошлом году 15 га посевов выбила военная техника. Сплошные убытки с этой войной. И рынок сбыта потеряли.
Почти каждый сезон испытывают фермеры какой-либо новый сорт. Сеяли Холодок. Это поздний арбуз, очень лёжкий, транспортабельный за счёт того, что плоды не круглые, а продолговатые. Но есть свои минусы. Огонёк, напротив, в транспортировке подводит. В прошлом году попробовали Зенит. По вкусовым качествам неплохой, а внешне не понравился. И семечки у него мелковатые, напоминают импортные гибриды. Неизменными остаются два любимых исконно российских сорта: Синчевский и Ярило. Синчевский напоминает Астраханский: круглый, в тёмно-зелёную полоску, меньше 4-5 кг не бывает, а самые крупные экземпляры тянут на 11-12 кг. Внутри розоватый, сахарный, разрежешь – весь рассыпается. Он почти никогда не бывает пустым. Семечки у него крупные коричневатые. А у Ярила семечки тёмные, мякоть ярко-ярко красная, сладкая.
За сорок лет совместной жизни Тамара Михайловна познала все тонкости агрономии, а Александр Владимирович научился у жены экономике, да такие выкладки делает порой, что и она удивляется. Впрочем, последовав за любимым из Тюмени в его родной хутор Новая Надежда, горожанка научилась не только огород сажать, коров доить. Освоила всю сельскохозяйственную технику: трактор, комбайн, грузовые машины. Приходилось садиться за руль и за штурвал, помогая мужу на сельхозработах. Сейчас на ней больше руководство, а где-то и материнская забота о наёмных работниках.
– С прошлого года стала кормить своих механизаторов. Ну что он положит в ту сумочку: яйцо варёное, бутерброд? На таком перекусе здорово не поработаешь. В пик сезона у нас двухразовое питание, когда смена короче – только обед, а зимой не готовим, они полдня на базе находятся, – рассказывает Тамара Михайловна.
И о здоровье мужа печётся больше, чем о своём. Отправила в санаторий подлечиться, а сама осталась на хозяйстве. Ведь помимо КФХ и СПК есть ещё на личном подворье свиньи, птица, огород с теплицами, дом огромный надо в порядке содержать. Но знает женщина, что у супруга впереди горячая пора. Когда начинается сев подсолнечника, кукурузы, у Александра Владимировича пальцы рук распухают и крепкая джинса на коленях не выдерживает – так он кланяется полю. Да и под бахчу почвы всегда сам готовит.
– Для арбузов предшественник очень важен. Лучше всего кукуруза. Ну и почву подготовить – целое искусство, – поясняет Тамара Забродняя. – У нас тут в соседнем хуторе бахчевик опытный живёт, лет двадцать этим делом занимается, а и то у него промахи случаются. Удивляется: «Как у тебя, Александр Владимирович, всегда всё получается?» А просто мы всё учитываем: междурядья выдерживаем на метр сорок, потом между гнёздами надо расстояние соблюдать, чтоб загущения не было. Сеем, конечно, с запасом, лишнее потом, если всё взошло, выпалываем.
Так же легко рассуждает фермерша о тракторах, комбайнах, сеялках, боронах. В этом году в хозяйствах идёт обновление техники. Последний раз такое масштабное перевооружение проводили в 2008-м. Брали и импортные экземпляры. Хороши в работе, ничего не скажешь, а вот сервис, запчасти и обслуживание обходятся слишком дорого. Потому основной ориентир – на отечественные машины. Тем более, что и субсидии сейчас стимулируют приобретать продукцию российских сельхозмашиностроителей. Присматривается Тамара Михайловна и к программам по развитию животноводства.
– Хочу съездить в минсельхозпрод наш, посоветоваться со специалистами. Свиноводством выгодно заниматься. Держали мы раньше и по 40, и по 60 голов. Но из-за АЧС страшно затеваться. Птицеводства – переизбыток в регионе. Может, есть смысл с мясным скотоводством связаться. Но однозначно без животноводства растениеводства не должно быть. Это и органика, и потом хорошо, когда в севообороте присутствуют многолетние кормовые травы: люцерна, эспарцет. Для всех культур незаменимый предшественник. Надо заняться, рук только не хватает. В жизни ни о чём не сожалею, разве что лет пятнадцать бы отмотать. Хотя силы ещё есть, – признаётся Тамара Забродняя.
Говорит, что чужаки уже поглядывают на их налаженное хозяйство. Мол, люди возрастные, а дети в городе. Ну да Забродние надежды не теряют. Дети подарили им четверых внуков. Глядишь, кто-то дело и продолжит.
Людмила ВОРОБЬЁВА
х. Новая Надежда, Куйбышевский р-н, Ростовская обл.