Цветы, ботинки и жареная картошка

26 ноября известную ростовскую телешколу ТЭФИ посетили главный редактор программы «Доброе утро» на Первом канале Марина Изварина и главный специалист Первого канала Андрей Вернидуб. Разумеется, я не могла упустить возможность встречи с настоящими профессионалами и с огромным удовольствием побывала на их мастер-классе.

Первым моментом встречи стало представление. Неформально и просто – Марина и Андрей, ничего лишнего. Безумное волнение, охватившее меня незадолго до этого, мигом исчезло. Начали без особой расторопности: один вопрос от ребят, другой – от гостей. Безусловно, чуть позже этот порядок был нарушен. И как ни странно, наиболее интересные вопросы задавали из зала.

В первую очередь спросили о понимании идеи в коллективе и о том, как сделать так, чтобы твои коллеги тебя услышали. Журналисты предложили ученице старшей группы написать на доске основные этапы создания сюжета. Для себя я узнала, что, оказывается, сюжет состоит из нескольких важных частей: идеи, обсуждения, сценария и организации. В качестве наглядного примера Андрей изобразил цветок, рядом с ним - менее красивый, около него – ещё более искажённый. Именно так, пояснил журналист, до людей доходит наша идея. Первый вариант видим мы сами, второй – так воспринимают его другие, третий – ещё одни. А нужно действовать так, чтобы первый случай идеально дошёл до понимания коллегами. Чуть позже Марина и Андрей решили провести небольшой эксперимент – дать присутствующим одну идею и выслушать темы по этому поводу. Разумеется, все темы отличались. Кто-то предлагал «сверхновые экологичные ботинки», кто-то «как отличить настоящие ботинки от подделок», я предложила «ботинки как способ самозащиты». Именно на этом примере удалось доказать, что идея может быть одной, а мысли, как развить ее, у всех абсолютно разные. Поэтому необходимо слушать и слышать друг друга, чтобы работа была слаженной и чёткой.

Другой вопрос, который меня очень заинтересовал, был о программах, в некоторой степени «копирующих» друг друга. Иностранные передачи, которые заимствует российское телевидение, повторяющиеся программы разных телеканалов, в которых звёзды российского шоу-бизнеса поют/танцуют/играют на деньги… Марина ответила так: «Не думайте, что Россия отсталая страна, сама ничего придумать не может. Приезжаешь в Америку – «Поле чудес». Приезжаешь в Париж – «Едим дома». Да, возможно, это унифицирование телевизионного контента, когда все показывают именно одно и то же, но они делают это по-разному». Что же касается передач, сериалов, один в один похожих друг на друга, ответил Андрей: «У каждого канала и каждой программы есть чёткая аудитория, определяемая по возрасту, по уровню доходов, образования, даже по месту жительства. Я знаю привычки этой аудитории и кладу им на тарелку то блюдо, которое эта аудитория готова съесть». Простая истина, которую можно обнаружить не только в тележурналистике. Марина добавила: «Не надо рассказывать человеку, который любит жареную картошку, что он должен выбросить её в мусорное ведро и питаться исключительно устрицами. Научитесь относиться к коллегам с уважением. До тех пор, пока коллеги не совершают профессиональных ошибок, пока они ведут честную борьбу за зрителя с вами, будьте добры, относитесь к ним с уважением». Что сказать… Что правда, то правда. Без уважения не будет и качественной работы.

Объяснили нам и принцип большинства. Одна из «тэфиков» призналась, что душещипательные истории перед новостями смотреть не всегда хочется: «Можно ли такие истории вставить после новостей?» Марина ответила, что зрительское внимание рассчитывается по минутам, и нарисовала нам наглядный график. «Линия зрительского интереса всегда поднимается к новостям и всегда падает после них – это неизбежно. Основной зритель, который смотрит телевизор утром, эти душещипательные истории любит. Гораздо меньше тех, которые их не любят. И, естественно, мы рассчитываем на большинство», – пояснил главный редактор.

Поговорили и о проблемах современного развлекательного телевидения на Первом. Мой одногруппник поинтересовался, почему же закрыли всеми любимые передачи, такие как «Прожекторперисхилтон», «Yesterday Live», «Большая разница». «Сейчас нас, живущих в России, настолько сильно беспокоит то, что происходит вокруг, поэтому мы тотально не готовы воспринимать подобного рода передачи. Люди, которые живут с нами в одной стране, не готовы. Для них это важно, страшно, больно. Их чувства тоже надо щадить», – призналась Марина.

Обсудили проблемы насущные, узнали об орбитальном вещании, которое используется в утренних программах, посмотрели интересный сюжет и разобрали, как именно он должен строиться. Встреча, несомненно, была очень насыщенной. В итоге – около двух тысяч рублей в копилку фонда «Подари жизнь» за счёт весёлого «Безумного чаепития», укрепившееся желание работать в журналистской сфере, нужный совет от профессионалов в своём деле, да и просто приятный вечер в приятной компании. Я и понятия не имела, что взрослые люди с большим опытом работы в телеиндустрии могут так быстро поднять настроение и оставить самые светлые воспоминания об этой встрече. И не только воспоминания – памятное фото, которое, надеюсь, будет не единственным в моей коллекции.

Маргарита Шеховцова,

10 «б» класс Рассветовской МБОУ СОШ,

Ростовская область