За 110 лет остановки движения не было
Трамвай на Станиславского пережил все: революции, стачки, войны. 2015-й год чуть его не похоронил.
Пока руководители администрации Ростова-на-Дону выбирали особенный день для рабочей поездки на трамвае “в целях усовершенствования транспортной концепции донской столицы с учетом мнения жителей и представителей общественности”, я взяла блокнот с ручкой и решила спонтанно прокатиться на нем - от конечной до конечной. Мне захотелось лично спросить жителей города, что они думают о судьбе глазастого вагончика.
«На этом маршруте все держится»
Трамвайная прогулка началась на главном ж/д вокзале. Там со мной в “единичку” сели еще десять человек. Кто же, думаю, придумал миф о том, что трамваем никто не пользуется? Время — 4 часа дня, на дворе — суббота. И на протяжении всего пути количество пассажиров только увеличивалось. Через пару остановок в вагоне собралось уже 36 человек. Из них 16 выглядели явно моложе 40. Самому маленькому пассажиру было всего 5 лет: оказалось, два раза в неделю Даша пользуется трамваем, чтобы добраться на занятия танцами, и еще один раз катается на нем с папой. Она, правда, так застеснялась, когда я обратилась к ней с вопросами, что была не против пойти пешком, лишь бы ничего не отвечать.
Другая юная пассажирка трамвая — одиннадцатилетняя Полина. Она ездит на нем нечасто, но в тот день выбрала именно электрический вагончик. По мнению Полины, трамвай сильно отличается от другого транспорта.
— Обычно в автобусах мне становится нехорошо, укачивает. В трамваях такого не случалось. И еще приятно, что его колеса по рельсам стучат, как-будто на поезде едешь.
И кто, думаю, придумал миф о том, что только бабушки пользуются трамваем?
— На первом маршруте всегда было много людей, — вспоминает Татьяна, вагоновожатая “единички”. — Но когда закрыли Ворошиловский мост, их стало еще больше. Наш ежедневный план был 9 000 рублей, сейчас он — около 12 000 рублей. Это значит, что где-то в день проезжает на 200 человек больше в каждом вагоне. А их у нас 11 штук. Если посчитать: 2 200 человек прибавилось. Бывает, если задержка на 15 минут, подъезжаешь — а на остановке толпы стоят и ждут.
По мнению Татьяны, ул. Станиславского — это основной маршрут, на котором все держится.
— Если оттуда уберут трамвай, у нас закроется предприятие, - обречено замечает обладательница звания “Лучший молодой водитель-2012”.
У меня нет водительских прав, но я часто наблюдаю, как за трамваем, который остановился, чтобы высадить людей, возникает небольшой затор. Отношения с автомобилистами — это отдельная история. Все потому, объяснила мне Татьяна, что в идеале трамвайное полотно должно быть огорожено.
"Если со Станиславского уберут трамвай, у нас закроется предприятие"
— Если мы и задерживаемся, то это либо автомобильная авария на трамвайных путях, либо кто-то так припарковал машину, что невозможно проехать. Каждый божий день, это же просто ужас! Кто-то оставляет номер телефона, но у некоторых даже сигнализации нет. И нам приходится по полтора часа стоять и ждать, когда эвакуатор уберет автомобиль, - возмущается вагоновожатая.
И как бы в подтверждение слов Татьяны, во время проезда по пл. Пятого Донского корпуса, трамвайные пути нам переезжает машина, водитель которой и не глянул на движущуюся железную махину. Даже если учесть, что теперь трамвай приравняли к обычному транспорту, в той ситуации он был “помехой справа”. И по правилам ПДД, водитель обязан был его пропустить.
Все в трамвае
Я поинтересовалась у Татьяны, кто же все-таки пользуется трамваем. Водитель уж точно перечислит всю трамвайную аудиторию, никого не забудет и навсегда развеет миф о “транспорте для бабушек”.
— Утром выручка идет за счет людей, которые приезжают в Ростов на Пригородный вокзал. Это те, кто работают в городе. Основная масса выходит на Центральном рынке и на пр. Ворошиловский. Там люди уже пересаживаются на другие маршруты, — рассказывает Татьяна. — Большая часть наших пассажиров — это те, кто торгуют на Центральном рынке. Кроме того, много дачников пользуются трамваем. Конечно, среди них есть пенсионеры и ветераны. Они тоже садятся на Пригородном вокзале. Есть даже специальные электрички для них. Люди из Батайска всегда ездили с нами: только раньше от Ворошиловского, а теперь — от вокзала. Еще студенты и школьники — РГСУ, Института водного транспорта им. Г. Я. Седова и гимназии №45 — все катаются на “единичке”, “четверке” и “десятке”.
По сути, трамвай — действительно единственный удобный способ добраться утром от вокзала в город, то есть на ул. Б.Садовая или пр. Ворошиловский. Автобусы не справляются с тем потоком людей, которые приезжают на электричке из области. К тому же, они вместе с маршрутками и автомобилями стоят в пробках, каждое утро уныло тянущихся по всей бывшей ул. Энгельса.
“Когда будет порядок — маршрутки не понадобятся”
На остановке “Центральный рынок” в вагон сели новые пассажиры. Среди них — двое мужчин. Они сразу обратились к Татьяне так, будто она их старая знакомая. Оказалось, это ее коллеги. Высокий, худой и с добрым взглядом — это Юрий Мадорский. Он инженер службы движения. А должность Дмитрия Аникеева — с рюкзаком за спиной и такого же улыбчивого, как его коллега — контролер службы движения. В их обязанности входит мониторинг ситуации на дороге: следят, чтобы не было нарушений.
— Вполне нормальное движение, интервал — 5 минут, — констатировал Юрий.
Мужчины присоединились к нашему с Татьяной обсуждению проблемы.
— Да, ни одна маршрутка не справится с пассажиропотоком трамвая. В них всего 17 сидячих мест. А трамвай может перевозить до 150 пассажиров за один раз. И такая поездка будет комфортной: человек стоит или сидит без давки в салоне. Никто не говорит, что везде надо прокладывать только трамвай. Где-то выгодны автобусы, где-то – троллейбусы, а где-то – действительно маршрутные такси. Например, как у нас в районе Ростовского моря. Там нет пассажиропотока для любого другого транспорта, кроме маршрутки.
Ни одна маршрутка не справится с пассажиропотоком трамвая. В них всего 17 сидячих мест. А трамвай может перевозить до 150 пассажиров за один раз. И такая поездка будет комфортной: человек стоит или сидит без давки в салоне
Услышав слова Дмитрия, я улыбнулась и вспомнила молодого водителя автобуса №78 — Романа. На днях он поделился со мной своим мнением о том, что “маршрутки — это зло”.
— Общественный транспорт должен быть комфортным. Я — за отмену маршруток. Это временный транспорт, который возмещает нехватку автобусов. Если их будет достаточное количество и они будут двигаться по графику с системой оплаты, как в Европе или хотя бы в Москве, то люди перестанут жаловаться, что автобусы рано заезжают в гараж и не на чем передвигаться вечером по городу. Когда будет порядок, маршрутки не понадобятся. А трамвай нужен Ростову. Если его уберут с улицы Станиславского, всем вагончикам придет смерть, — переживает за городской транспорт молодой человек.
Кстати говоря, трамваи ходят до восьми вчера. Есть поздние вагоны, которые возят пассажиров до девяти, но их мало. В ближайшее время планируется продлить график до 23 часов.
Казалось бы, экологически чистый (трамваи, как и другой электрический транспорт, не загрязняют воздух продуктами сгорания), сравнительно быстрый (от пл. Карла Маркса до вокзала трамвай едет примерно 23 минуты на скорости 15-20 км/ч), безопасный и экономичный. Стоимость проезда в трамвае среди городского транспорта — самая низкая: 15 рублей. Тогда как в автобусах и маршрутках — 17. Для людей, которые считают каждую копейку, эти два рубля имеют значение. Кто же против этого чудного вагончика, так успокаивающе стучащего по рельсам?
— За то, чтобы убрать трамваи, выступают в основном автомобилисты, — с грустью отвечает Дмитрий. — Они ведь ими и не пользуются, только переедут трамвайные линии пару раз да путь для вагона загородят.
Альтернативы
— Наш город метро не спасет, — предугадывая мой следующий вопрос, говорит Юрий. — В нем так распределены жилые кварталы, что людям не поможет подземный транспорт. Например, если будет метро из Левенцовки по проспекту Малиновского и дальше по проспекту Стачки в центр города, что делать людям, которые живут на пр. Коммунистический, ул. Еременко, ул. Портовая? Эти районы уже не будут охвачены. Ростову нужна именно разветвленная система наземного средства передвижения.
— Кроме того, весь наш город опоясан железной дорогой, - подключается Дмитрий. — На электричке можно от Александровки до Главного вокзала доехать за полчаса, из Стройгородка – за 15 минут. Однако там еще есть другая проблема: чтобы спуститься к станции электрички, нужна смелость. А зимой так вообще туда только соскользнуть можно.
Для тех, кто не верит в силу и мощь городской электрички, Юрий поделился, как лично он добирается вечером домой:
— Наше депо находится на 35-й линии, а живу я на ул. Ленина. Я выхожу с работы, пешком иду на Сельмаш и сажусь на электричку. За 9 минут я приезжаю на пр. Нагибина.
Однако пока городская электричка находится на том уровне, на котором никто и не подозревает, что она есть, трамвай остается самой реальной альтернативой метро. По пассажироперевозкам, по экономичности, по удобству, по безопасности. Сравнивать эти параметры с маршруткой или автобусом нет смысла. Даже троллейбус проигрывает по пассажировместимости и по безопасности.
Как говорил тот самый Станиславский…
Собственно, в чем проблема-то? Зачем убирать трамвай? - мысленно недоумевала я, слушая рассказы Юрия и Дмитрия. Каковы были аргументы городских властей?
— По новым стандартам теперь при строительстве улиц или при реконструкции трамвайных путей надо менять и подземные коммуникации. Другими словами, ремонт полотна на Станиславского возможен только при условии, что под ним будет построен коллектор, то есть шахта, где будут находиться канализация, водопровод и тому подобные вещи, — объясняет Дмитрий. — На одном из последних обсуждений этого вопроса в администрации прозвучала интересная вещь: на ремонт полотна требуется 1 500 дней. Это около 5 лет. Да у нас стадион быстрее строится!
— Я не поверю, что коллектор надо делать именно под трамвайными путями и его нельзя перенести куда-нибудь в сторону. Еще одна отговорка, - уверен Юрий. — К тому же, 5 лет тратить на его ремонт, учитывая современные технологии?.. Я не верю.
Это простое нежелание, считают молодые люди. В архиве “Вечернего Ростова” есть запись от 13 октября 1966 года, написанная водителем трамвая В. Уссаковским. Он рассказал, в каком оживленном темпе рабочие подсоединили новую трамвайную линию на улице Сиверса к старым путям на Темерницком мосту и Московской улице. И это было почти 60 лет назад!
"Осторожно, двери закрываются! Следующая остановка – Ворошиловский проспект. Уважаемые пассажиры, не забывайте уступать места пожилым людям, лицам с ограниченными возможностями, беременным женщинам и пассажирам с детьми на руках. Будьте вежливы!” - раздается по всему салону краснодарская запись.
— Наделали сообщений, теперь не поговоришь! - смеется Дмитрий.
А мне стало так приятно на душе. Эти записи мгновенно перенесли меня в кельнский городской метротрам... "Nächste Haltestelle: Hauptbahnhof”.
Стереотипы, минусы и новые отговорки
И все же до немецкого трамвая ростовскому далеко. К сожалению, наши производители не до конца продумали все удобства. Подняться в салон по ступенькам пожилым людям, не говоря уже о лицах с ограниченными физическими возможностями, мягко скажем, тяжело. Однако Дмитрий сказал, что, по наблюдениям самих пенсионеров, трамвай все же удобнее. В маршрутке мало того, что не протиснуться между рядами, так еще ноги отдавят и настроение испортят. Тогда как в салоне поместится и детская коляска, и инвалидная, а в хвосте трамвайного вагона есть площадка для велосипеда.
Стереотип о трамваях как о грохочущих железяках не случаен. Старые вагоны действительно шумные, а на ул. Станиславского становится страшно. Потому что пути в таком состоянии (там они в последний раз менялись в 1965 году), что скачет весь трамвай. Совсем по-другому он едет от пл. Свободы до 7-ой линии. Этот отрезок был реконструирован 8 лет назад силами предприятия. В отличии от полотна на ул. Максима Горького, новые пути были уложены по обычной технологии. Ремонт шел без закрытия движения. В ночные часы работали строители, а днем ходили трамваи. Кстати, в том же районе есть старинные здания конца XIX — начала XX века. Реконструкция прошла для них совершенно безболезненно. Так что убирать пути с ул. Станиславского только потому, что опасно делать их ремонт, не повредив дома, — еще одна отговорка администрации.
Другое дело, что понять людей, которые проживают на ул. Станиславского и жалуются на вибрации, можно. Но они просто не представляют, как это, когда трамвайные пути отремонтированы.
— Если грамотно сделать все стыки, люди даже не будут знать, что трамвай ходит, — уверен Дмитрий.
Из-за старых вагонов возник еще один распространенный стереотип — о пустых трамваях. Даже высокого человека (не говоря уже о ребенке), если он сидит, нелегко разглядеть с улицы. Все потому что в вагонах очень высокие окна. Вот и кажется, что никто в них не едет. Хотя на самом деле, там может быть 32 человека на каждом из посадочных мест.
Идеальное будущее
На ул. Станиславского ширина проезжей части составляет 11 метров. Из них 6 занимают пути. Если человек ставит машину вдоль тротуара, не заезжая на бордюр, трамваю уже сложно проехать. На некоторых участках маршрута есть пешеходная часть и реконструированные торговые ряды. Автобусы там не могут ездить из-за своих габаритов.
Трамвай – единственный вид транспорта, который сочетается с пешеходным движением наиболее гармонично. Ведь там, где движутся автобус или троллейбус, едет и автомобиль. Во многих европейских городах существуют именно трамвайно-пешеходные улицы. Их еще могут дополнять велосипедные дорожки. Трамвай едет с безопасной скоростью, и все вместе это очень хорошо сочетается.
Обо всем этом я узнала от Дмитрия. А еще он рассказал мне, какой ростовчане хотят видеть улицу Станиславского после реконструкции. По результатам опроса на сайте администрации города, большинство жителей проголосовало за то, что она должна стать пешеходно-трамвайно-велосипедной.
"Со мной неоднократно ехали влюбленные парочки. Пыльно, грязно, грохот, а им — кайф. Более того, наши трамваи заказывают для празднования дней рождения и свадеб. Недавно парень девушке сделал предложение прямо в вагоне. Естественно, она согласилась"
— Трамвай — муниципальное дело, он ест деньги из городского бюджета. И власти думают, что он не может приносить выгоду, — говорит Юрий. — Но если деньги правильно вкладывать и развивать транспорт, то трамвай не будет убыточным.
Кстати, в Таганроге и Краснодаре это действительно прибыльный вид транспорта. По просьбе губернатора области были переданы московские трамваи, которые обновили таганрогское депо. В Краснодаре пошли по другому пути: они модернизировали имеющиеся вагоны. Надо отметить, что в обоих городах сквозное движение на улицах, где ходит трамвай, запрещено. И скорость трамвая, соответственно, там очень большая. Можно из одного конца города в другой приехать за 30 минут.
“Крейсеры” и “коробочки”
Дмитрий рассказал, что в одной туристической заметке о Ростове обязательным пунктом было небольшое путешествие на трамвае №1. “Вы проедете по старой части Ростова, увидите архитектуру, почувствуете его купеческий колорит”. И не врут ведь, это действительно так.
Солнце уже начало слепить закатными лучами, когда я возвращалась обратно на вокзал, невольно вспоминая историю купеческого города Ростова-на-Дону. Я ехала на трамвае, его неотъемлемой части.
Дмитрий рассказал, что первый вагон по улице Станиславского пошел в 1906 году. Почти 110 лет назад! Первые электрические трамвайные вагончики ростовчане называли очень ласково — “коробочки”. Позже, когда на линию стали выходить новые трамвайные вагоны отечественного Мытищинского вагоностроительного завода, жители города дали им уважительное прозвище — “крейсеры”. Они брали вдвое больше пассажиров, чем ”коробочки”.
Ростовскими трамваями перевозили немцев. Он пережил все революции, стачки, Гражданскую и Великую Отечественную войны. Столько событий на себе перевез, а остановки движения не было.
Более того, назовите мне еще один городской трамвай, у которого есть свой аккаунт в инстаграме. А на Википедии о ростовском трамвае сказано, что он единственный в СНГ имеет европейскую колею Стефенсона (1435 мм). Почетно же! Что бы это не значило.
И кто станет спорить с тем, что трамвай — один из самых романтичных видов транспорта? Какое-то время назад Дмитрий работал водителем на маршруте №10 и часто наблюдал за пассажирами.
— Их было мало, и невольно я обращал внимание на каждого, кто садился в вагон, — рассказывает молодой человек. — Со мной неоднократно ехали влюбленные парочки. Пыльно, грязно, грохот, а им — кайф. Более того, наши трамваи заказывают для празднования дней рождения и свадеб. Недавно парень девушке сделал предложение прямо в вагоне. Естественно, она сказала "да"!
Фото: Анна Гетманова и fizik10.livejournal.com
Двухосный моторный Мытищинского завода № 224, ул.Станиславского, маршрут 15
Фото: Wolfgang Schreiner, Leipzig
КТМ-2 № 476, ул.Станиславского, маршрут 3, 1974 г.
Фото: Volker Vondran, Gera
71-605У № 927, к/ст "Центральный рынок", маршрут 5, 10 сентября 1996 г.
Tatra T3SU двухдверная № 234, Tatra T3SU № 686, ул.Станиславского, маршрут 1, 12 июня 1985 г.
Фото: Hans Oerlemans, Rotterdam
71-605У № 400, ул.Станиславского, маршрут 1, 11 сентября 1996 г.
Tatra T3SU двухдверная № 227, ул.Станиславского, маршрут 1, 12 июня 1985 г.
Фото: Hans Oerlemans, Rotterdam
71-608К № 435, ул.Станиславского, маршрут 1, 11 сентября 1996 г.
Фото: Ааре Оландер