В Ростове-на-Дону состоится выставка «Великодушный рыцарь искусства Елизавета Сергеевна Кругликова»
В 2015 году исполняется 150 лет со дня рождения замечательного графика России Е.С. Кругликовой, мастера эстампа и силуэта.
Музей решил отметить столь знаменательную дату выставкой-публикацией в залах музея. В РОМИИ находятся шесть работы мастера: живописная работа - «Автопортрет», четыре монотипии, один офорт. Все вместе работы выставляются впервые и дают возможность всесторонне оценить художественные достоинства художницы.
Елизавета Сергеевна Кругликова – замечательная русская художница Серебряного века. Она родилась в Санкт-Петербурге 31 января 1865 году в семье потомственного военного. Первыми педагогами Кругликовой были учитель рисования Н.А. Мартынов и живописец Я.С. Башилов. С 1890 по 1895 год обучалась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в качестве вольнослушателя, где ее преподавателями были известные художники-передвижники К.А. Савицкий, И.М. Прянишников, С.А. Коровин, А.Е. Архипов. Закончив училище, Е.С.Кругликова с 1895 по 1914 года жила в Париже, где училась в Академии Витте и Ф. Коларосси. С 1909 по 1914 Е. С. Кругликова преподавала в академии «LaPallette» (курс «офорт»). С 1922 по 1929 год преподавала графику в Академии художеств в Ленинграде. Елизавета Сергеевна скончалась в 1941 году и была похоронена в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Художница много работала самостоятельно, писала акварели, рисовала с натуры. Ее увлечения были самыми разнообразными - от импрессионизма до Гогена. Кругликова создавала произведения в самых разнообразных графических техниках. Особенно привлекали ее своими широкими художественными возможностями офорт и цветная акватинта. В 1909 году ее пригласили как опытного педагога и признанного мастера гравюры в Академию «Lapalette». Она – мастер европейского уровня, одна из лучших специалистов в передаче природы в гравюре. Именно в Париже в своей мастерской на улице Буассона Е.С. Кругликова изобрела свою уникальную технику эстампа - монотипию. Монотипия – один из удивительных видов изобразительного искусства. «Mono» - один, «typos» -отпечаток. Единственный отпечаток, который может быть сделан любыми красками на любых основах. Эта техника подразумевает множество индивидуальных подтехник. Каждый художник по-своему использует этот единственный отпечаток. Монотипию называют «техникой божественного участия».
Три монотипии парижского периода и одна работа, выполненная 1934 году,из собрания Ростовского музея великолепно демонстрируют высокий технический и художественный уровень мастера. Техника монотипии позволила Кругликовой передать прелесть колористического богатства окружающего ее мира, к которому она так тяготела.
Перед Первой Мировой войной Е.С.Кругликова покинула Париж и переехала в Петербург. После событий 1917 года Кругликова много преподает, сначала она профессор по классу офорта в Государственных трудовых мастерских декоративного искусства (Училище Штиглица), а с 1921 по 1929гг. - профессор кафедры офорта полиграфического факультета Академии художеств. В этот период, помимо офорта и монотипии, Е.С. Кругликова много внимания уделяет силуэтному искусству. Она выводит его в самостоятельный жанр, расширяя круг тем, дает ему подлинное равноправие с другими видами искусства.
Е.С.Кругликова была выдающим художником-экспериментатором и чутким педагогом. Она оставила огромное художественное наследие и благодарных учеников-последователей в России и во Франции.
Выставка открыта для обозрения с 5 февраля 2015 года в Ростовском областном музее изобразительных искусств.
Адрес: ул. Пушкинская, 115, тел. 2-402-907 (куратор Нарыжная Антонина Арсентьевна), 2-402-333 (касса)