Лакомство моего детства
Здравствуй, всеми – и мной тоже – уважаемая «Копилочка советов». Честно, я никогда тебя не выписывала, не видела и не читала до января прошлого года. Получив первый раз, я не нашла ничего хорошего, а уж когда увидела программу, и вовсе разочаровалась. Потом решилась просмотреть газету повнимательней, и не помню, что, но мне понравилось. С того раза я стала внимательнее к тебе, а спустя некоторое время стала читать «от» и «до».
Я родилась в 1946 году и войну не застала. Но пережить то, что нам пришлось после войны, самому злому врагу не пожелаю. Я не буду описывать свою судьбу – она никому не нужна, а вот один эпизод расскажу.
Был конец весны или начало лета, не помню. Мне было то ли два года, то ли два с половиной, не больше. Я проснулась утром, светило яркое солнышко. Дома никого, я к дверям в сенцы побежала, дёрнула за ручку и поняла, что меня закрыли, чтобы не вышла. Я не испугалась, но страшно хотела есть, а у нас с мамой, кроме молока и картошки, ничего не было. Да мама забыла мне всё поставить, наверное. И тогда я, сев на подоконник, заплакала.
Ну вот, сижу я реву, и вдруг – стук мне в окно: бабка Харатина. Я подняла глаза, а она спрашивает: «Чё ревёшь?» – «Мамка ушла и замкнула, я есть хочу, а ничего нигде нет». А она мне и говорит: «Не плачь, иди в сени, я тебе гостинец дам сладкий». Я побежала, она мне под двери сунула какой-то кусочек цвета жёлто-зелёного и ушла. Я села и стала наслаждаться этим неизвестным лакомством. Невозможно передать, какой душистый аромат от него шёл, а вкус был горько-сладковатый, необыкновенный. Нужно сказать, что с едой плохо было, хлеба настоящего не видели, была дранка – сейчас такой свиней, цыплят кормят. А тогда пышки пекли горьковатые, чёрные с синевой. А уж про конфеты что и говорить – не только не ела за свою небольшую тогда жизнь ни разу, но и не видела никогда.
Запах и вкус неведомого мне лакомства запали мне в душу так глубоко, что потом я частенько ощущала его привкус. Но нигде и никогда не находила я хотя бы что-то подобное. Искала я это лакомство везде все годы...
И вот мне 46 лет, я работаю дояркой. На вечернюю дойку заведующий приказал выдать вместо дроблёнки шрот. Мы взяли мешки и пошли к ферме, где его сгрузили. И когда повернули влево, на нас дунул со стороны помещения ветер, и тут вдруг я учуяла знакомый запах. Я оцепенела и стала, как вбитая глыба. Все девчата удивились. Ещё раз дунул ветер, и я сорвалась, не зная, куда бежать. Я поняла, что это тот самый запах, запах моего лакомства. Но где он?
Фуражир отомкнул замок, открыл двери, тьма – и я вижу кучу на земле, от неё идёт этот запах одуряющий. Я побежала бегом, наклонилась и узнала тот самый цвет, попробовала на вкус – он! Обхватив кучу руками, я лежала и громко плакала: 44 года я носила в себе что-то дорогое. Когда я успокоилась, то все стали спрашивать, что со мной произошло. Плача, я рассказала историю из своего детства. Подруги не могли сдержать слёз, а я, выбрав крупные кусочки, набрала в карман и принесла домой. Это и была моя первая конфета – горчичная макуха, отход от масла, жмых прессованный.
В. Д.
Волгоградская обл.