Эксперты: последствия строительства метрополитена и Северного тоннеля в Ростове-на-Дону могут оказаться очень серьезными

Эксперты: последствия строительства метрополитена и Северного тоннеля в Ростове-на-Дону могут оказаться очень серьезными

Транспортные проблемы – насущная для ростовчан тема. Строительство Северного тоннеля, подземки и легкого наземного метро – насколько это реально?

Проект строительства в Ростове-на-Дону платного автомобильного тоннеля, который должен разгрузить направление «Север-Юг», разработан уже давно. Тоннель должен соединить Северный жилой массив с центральной частью города. В настоящее время это направление является наиболее напряженным с точки зрения пропускной способности. Это связано с тем, что поток машин на этом участке продолжает увеличиваться год от года, опережая развитие транспортной сети.

Протяженность четырехполосного тоннеля должна составить 2,5 км, а пропускная способность – 60 тысяч автомобилей в сутки. Ориентировочный срок реализации проекта составляет 7-8 лет, а стоимость строительства − примерно 7,5 млрд руб. Примерная стоимость проезда по тоннелю будет составлять 30 рублей для легкового автотранспорта и 60 рублей − для грузового. Тоннель соединит пр. Театральный с ул. Тибетской. Появится прямой выход из районов исторического центра Ростова в район пос. Автосборочный, ул. Тибетской, ул. Фурмановской и основных магистралей связывающих центр города с Северным жилым массивом.

Известно, что на совещании администрации города сити-менеджер Ростова-на-Дону Сергей Горбань поручил подробно проработать вопрос о целесообразности строительства Северного тоннеля.

Эксперты сходятся во мнении, что такой проект Ростову нужен. По словам Светланы Шеиной, проректора по научной работе и инновационной деятельности РГСУ, Северный тоннель необходим. Но в связи со сложными грунтовыми условиями будут необходимы большие затраты. В данный момент ведется интеллектуальное моделирование транспортной системы города в целом, для выявления проблем и поиска возможных путей их решения. Это включает в себя проектирование новых развязок, перехватывающие парковки и строительство метрополитена. «Проектно-изыскательские работы по этим проектам уже ведутся, − рассказала Светлана Шеина. − Но сроки строительства и стоимость еще не рассчитаны».

Что касается строительства в Ростове метрополитена, по словам начальника МКУ «Управление Метро Ростова» Мурата Тлепцеришева, проект планировки первой линии метро уже разработан и утвержден. Ранее был объявлен конкурс на проектирование первой линии ростовской подземки. По техзаданию, первая линия метрополитена должна пройти от ул. Малиновского вдоль проспекта Стачки до железнодорожного вокзала, и далее − вдоль ул. Б.Садовой до Ворошиловского проспекта. Но когда проект строительства метрополитена воплотится в реальность – неизвестно.

И на это есть свои причины. Существует очень много проблем, связанных со строительством Северного тоннеля и метрополитена. Валерий Овсенков, руководитель компании ООО «ТОН», занимающейся инженерными изысканиями для строительства, рассказал, что перед строительством таких серьезных объектов необходимо сделать технико-экономическое обоснование целесообразности. «Где-то развиваются оползневые процессы, где-то происходит подъем уровня грунтовых вод, где-то идет развитие просадочных процессов, − пояснил эксперт. – Необходимо учитывать эти показатели при строительстве. Но проблема в том, что работа по определению уровня подземных вод в Ростове не ведется. Структуры, которая занималась бы этим, просто не существует».

В советское время существовала система мониторинга этих процессов. Существовали контрольные скважины, служащие для постоянного замера уровня грунтовых вод. По данным этих замеров составлялись карты, отражающие уровень подземных вод, развитие оползневых процессов. Уже много лет подобной работой никто не занимается. Что из себя представляет сегодня город с точки зрения инженерной геологии, остается только гадать.

Подземные воды Ростова находятся в порах, и количество пор в грунте достигает 40-50%. Таким образом, после откачки воды при строительстве остаются пустоты. Это может привести к сильной деформации зданий целых микрорайонов.

«Это не значит, что строить не нужно, − разъяснил Валерий Овсенков. – Нужно заранее просчитать, чего это будет стоить. Последствия строительства метрополитена и Северного тоннеля могут оказаться намного серьезнее, чем те проблемы, которые эти проекты пытаются решить».

По мнению эксперта, для решения транспортных проблем города необходим грамотный анализ системы дорог. Метрополитен не сможет кардинально поменять транспортную ситуацию, потому что решит вопрос только для людей, пользующихся общественным транспортом. А для людей, пользующихся личным транспортом, ничего не изменится.

«При сегодняшних финансовых возможностях города есть более дешевые способы решить транспортную проблему, − рассказал Валерий Овсенков. −. Это, во-первых, строительство кольцевых дорог и развязок. Во-вторых, создание единой транспортной компании». Это потребует изменения транспортной системы и распределения маршрутов. Например, от Центрального рынка уходят около 20 маршрутов города. Создание кольцевого маршрута «Центральный рынок − Площадь Ленина» позволило бы уменьшить загруженность улиц. А от площади Ленина далее отправлялись бы другие направления.

Создание единой транспортной компании включает в себя единые проездные билеты на все маршруты города, фиксированную заработную плату водителей. Это позволит не только разгрузить дороги, но и уменьшит очереди на общественный транспорт. Подобная система уже существуют во многих городах мира, и является достаточно эффективной. И по сравнению со строительством метрополитена не требует больших вложений. Возможно, стоит начать с этого, чтобы начать решать транспортные проблемы города.

Анна Шувалова 

Выразить свое отношение: