Необратимая реакция
Хранилищу радиоактивных отходов всё-таки быть.
До часа икс, когда на Дону окончательно объявят о строительстве хранилища радиоактивных отходов, осталось около трёх месяцев. Несмотря на активные протесты жителей, проект южного филиала «РосРАО» прошёл экологическую и государственную экспертизу. Дело осталось за малым – дождаться лицензии от Росатома.
Народ не одобрил
Напомним, о чём идёт речь. С 1962 года на территории Мясниковского района, вблизи села Большие Салы и посёлка Щепкина, существует подземное хранилище радиоактивных отходов. В него больше полувека свозили «мусор» низкой ядерной активности, заполнив почти до отказа. Понимая, что медицина, наука и промышленность не откажутся от «мирного атома», а складировать отходы вскоре станет некуда, госкорпорация «РосРАО» взяла курс на увеличение складских мощностей. В Больших Салах было решено построить ангар на 5 000 кубических метров, транспортировать в него из-под земли прежние отходы, а освободившееся место заполнить новыми.
Негодованию местных жителей, которые узнали об этой инициативе, не было предела. На общественных слушаниях проекта мясниковцы припомнили «РосРАО» всё: и то, как по главной дороге села ездили спецмашины, и то, как два школьника в 70-х годах беспрепятственно вынесли из хранилища какие-то железные штуковины (оказавшиеся радиоактивными отходами), и то, как хорошо росла вокруг хранилища трава, от которой лысели коровы. В общем, иметь под боком «ядерный могильник» не захотел никто. На все уверения в радиационной безопасности народ резонно заявлял, что «в России живём» и «всякое может случиться». Например, скинут снаряд на стратегическую точку – и станет Ростов-на-Дону вторым Чернобылем (опасения эти стали особенно актуальными после украинских событий).
С собрания в Доме культуры люди уходили расстроенными: руководство «РосРАО» так и не ответило, остановит ли народное «нет» строительство ангара.
«Будем обжаловать»
Ответ на беспокойное ожидание большесальцев появился на прошлой неделе. Глава южного филиала «РосРАО» Николай Мельников сообщил информагентству РБК.Юг, что проект нового хранилища одобрила и экологическая, и государственная экспертиза. Так что до возведения ангара осталось примерно три месяца – именно столько потребуется времени, чтобы Росатом выдал южному отделению «РосРАО» лицензию на строительство.
– Мы никаких экспертиз не видели. Как только получим документы, будем их обжаловать, – ответила «Крестьянину» Мария Карповна Хазизян, депутат Большесальского поселения, неформально возглавившая «движение сопротивления».
Другая молодая мама (тоже, кстати, Мария) после обрушившей надежды новости стала просить помощи на сайте «РостовМама». Форумчане порекомендовали связаться с Информационным центром по атомной энергетике – просветительской организацией, созданной под эгидой того же Росатома.
– Обещали помочь. На 7 ноября в аудитории ДГТУ была назначена встреча с руководством южного филиала «РосРАО», но его глава Николай Мельников улетел в длительную командировку, – рассказала Мария. – Встречу отложили.
Вместе с Николаем Мельниковым в командировку улетел и его заместитель Николай Козлов, так что комментарии «второй стороны» мы пока не получили.
Тем временем «обеспокоенная общественность» Мясниковского района собрала тысячу подписей под обращением к В.В. Путину. Из администрации президента ответили, что письмо получено и передано в правительство Ростовской области.
Неизбежно, но не навсегда
Главный аргумент, на который опираются атомщики, состоит в том, что хранилище в Больших Салах будет временным. Как только в России построят пункты окончательного захоронения (ПЗРО), весь радиоактивный мусор свезут туда, зальют бетоном и оставят на 300 лет распадаться и обезвреживаться.
Единственный нюанс – в словосочетании «как только». Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами, который должен «хоронить» РАО, существует в России два года и пока ни одного ПЗРО не построил. Правда, спроектировал.
Один из «могильников» НО РАО намерен построить в Ленинградской области, в Сосновом Бору. Другой – под Железногорском, в Красноярском крае. И в том, и в другом случае общественность сопротивляется, требуя хоронить отходы на пустынных территориях, а не вблизи густонаселённых городов.
Однако у главы НО РАО Юрия Полякова другое мнение на этот счёт. «Отходы третьего и четвертого классов в связи с большими объёмами их образования предпочтительнее изолировать в максимально возможном приближении к местам их образования, исключая необходимость их перевозки по территории России», – заявил он в интервью на сайте «Российского атомного общества». Получается, не только складировать, но и хоронить отходы вблизи городов «предпочтительнее».
Впрочем, Ростову-на-Дону ПЗРО не грозит. «Могильники» в ЮФО будут, но построят их в Калмыкии и Астраханской области.
А вот вопрос со строительством нового хранилища в Больших Салах, похоже, уже решён. Этой осенью на сайте госзакупок появилась заявка на приобретение и монтаж ангара размером 30 на 12 метров. Как сказано в материалах закупок, в нём будут изготавливать «первичные упаковки ТРО». Так что, вероятно, теперь стоит ждать и другой госзакупки – на строительство ангара, в котором эти упаковки будут наполнять.