Курорты Крыма и Кубани: места под солнцем хватит всем
Как известно, в результате весенних событий 2014 ряды отечественных курортов пополнились. Составил ли Крым достойную и серьезную конкуренцию для курортов Краснодарского края, стал ли он самым посещаемым курортом сезона 2014, привлек ли тысячи туристов на свои берега?
И чем на это ответили курорты Краснодарского края, и в частности, постолимпийская жемчужина юга России – Сочи. Эти вопросы мы задали Эллине Акиншиной, директору одной из крупнейших туристических организаций, находящейся непосредственно на территории Черноморского побережья - в городе Сочи, и существующей уже более 14 лет на туристическом рынке.
- Эллина, вы как представитель туристической сферы как отнеслись к новости о возвращении Крыма в состав России?
- В первую очередь, надо сказать, что все произошло очень стремительно. Перед началом нового сезона разрекламированный Крым привлек к себе внимание большой части российских туристов. Но полуостров оказался сложнодоступным для большинства россиян - авиарейсов и пропускной возможности автотранспорта через Керченский пролив оказалось явно недостаточно для обеспечения транспортной доступности всех желающих. В результате на переправе выстраивались многокилометровые пробки. Постояв в этих пробках, люди просто разворачивались и доезжали до ближайших более доступных курортных зон, таких как Анапа, Геленджик, Ейский район. Крым стал своего рода недосягаемым райским уголком с низкими ценами, что, кстати, является приоритетным вопросом при выборе места отдыха. Особенно в этом сезоне.
- Недосягаемым? То есть поток туристов в Крыму снизился?
- Мне кажется, поток уравнялся. Был приток туристов из России, вызванный достаточно активной рекламой, но он скомпенсировался оттоком из-за плохой транспортной доступности и отложенным спросом, в основном семейных пар, которые с опасением отнеслись к отдыху в Крыму, пока на территории Украины идут такие активные военные действия. Многие туристы изменили свой маршрут, выделив красным маркером на карте путешествия города-курорты Краснодарского края: Анапу, Геленджик, в меньшей степени Сочи, к сожалению. За счёт этого объем туристов в Крыму и не возрос, что было бы естественным результатом такого пристального внимания к Крыму, и не понизился. Таким образом, даже если какой-то процент туристов и прибавился к Крыму, я думаю, он нивелировался тем оттоком туристов, которые выбрали курорты Краснодарского края для отдыха в безопасной зоне.
- На ваш взгляд, какими еще преимуществами, кроме безопасности, обладают курорты Краснодарского края?
- На самом деле, все условия для хорошего отдыха созданы на любом из курортов - как в Краснодарском крае, так и в Крыму. И главная задача, которая стоит перед ними, это правильно преподнести себя потребителю. Например, Анапа позиционирует себя как семейный курорт и относительно недорогой. Вот она и получает своего потребителя, который точно знает, что именно ему нужно: недорогой семейный отдых. В этом сезоне Анапа, как, впрочем, и Геленджик, констатируют полную загруженность, что значительно выше прошлогодних показателей.
Того же нельзя сказать о Сочи. У постолимпийской столицы появилось огромное преимущество в виде новой отельной базы, отстроенной к началу Олимпийских игр. Однако без правильного позиционирования это преимущество не сыграло значительной роли. Ожидаемого притока туристов в сезоне, я не говорю сейчас о пиковых нагрузках, не произошло. Даже, наоборот: на сегодняшний момент многие объекты размещения фиксируют отток туристов - по сравнению с прошлым годом. Наверное, это случилось, потому что наш город и раньше считали дорогим курортом, а после Олимпиады туристы решили, что цены стали совсем уж «олимпийскими» и побоялись ехать на курорт. Хотя в действительности цены в Сочи сопоставимы с ценами, например, Анапы и Геленджика. Просто у потребителя есть в сознании стереотип, что Сочи – это дорогой курорт, и, к сожалению, над развенчиванием этого мифа никто не работает. Я считаю, что до потенциальных туристов необходимо доносить информацию, что Сочи доступен каждому россиянину, что кроме 4-х и пятизвездочных отелей есть много бюджетных объектов размещения: 2-х и трехзвездочные отели, мини-отели.
К тому же, Сочи – один из самых интересных курортов России: это субтропики, это уникальное сочетание моря и гор , которой восхищался весь мир во время Олимпиады, природные достопримечательности и многое другое.
- Как вы считаете, сможет ли Крым в будущем составить серьезную конкуренцию остальным отечественным курортам? Чем он может привлечь туристов?
- При правильном позиционировании Крым и курорты Краснодарского края не будут конкурентами. Я считаю, что у каждой курортной зоны в России есть потенциал. На территории Крыма, кроме природных достопримечательностей, которые можно найти в любом из курортов Краснодарского края, туристы могут посетить интересные экскурсионные программы, которые познакомят их с далекими царскими временами, с интереснейшими традициями Крыма.
Крыму необходимо подтягивать инфраструктуру, чтобы достойно конкурировать с Сочи, к примеру, и его вновь отстроенной и реконструированной отельной базой. Но с другой стороны, Крым может неплохо чувствовать себя в том сегменте, в котором он находится сейчас, и привлекать клиентов среднего и ниже среднего класса недорогими ценами и радушным приемом.
Все курорты разноплановые, каждый рассчитан на своего потребителя, и каждый должен знать свои сильные стороны и развивать их, также уделять достаточно внимания улучшению сервиса, уровень которого на российских курортах пока не высокий. Здесь места под солнцем всем хватит. Самое главное, предоставить клиенту такое соотношение цены и качества, чтобы ему захотелось возвращаться еще и еще.
Галина ЕВДОКИМОВА