Журналист меняет профессию
1 июля, возможно, станет чёрным днём для прессы в России. Стараниями правительства РФ и «Почты России» пресса читателям стала не по карману. Это ударит по редакциям, издательствам, полиграфистам, распространителям. Такой вот рукотворный кризис...
Давненько на издательском рынке не царило такого отчаяния, как в эту подписную кампанию – на второе полугодие 2014 года. Сначала правительство РФ отказало почте в дотациях на распространение, те подняли тарифы (обещали на 25%, а по факту получилось что где-то и на все 100%). И предупредили, что это не предел: дескать, повышение поэтапное, каждый год по чуть-чуть до уровня окупаемости. Складывается ощущение, что топ-менеджеры «Почты России» решили: нет газет – нет проблем. Сколько я не читала докладов нового гендиректора Дмитрия Страшнова о стратегии развития предприятия, ни разу не встречала слов о развитии института подписки. Как будто нет такой услуги.
Журналисты полгода били во все колокола – писали письма премьеру, президенту. В конце апреля В. Путин на Первом медиафоруме независимых и местных средств массовой информации «Правда и справедливость» поручил правительству «внести предложения о мерах, в том числе по предоставлению дополнительных дотаций, направленных на компенсацию издержек, понесённых региональными и муниципальными печатными средствами массовой информации в связи с повышением ФГУП «Почта России» тарифов на доставку периодических печатных изданий». И срок дал – до 1 июня. Сегодня уже одиннадцатое, а от правительства ни ответа ни привета.
Впрочем, не удивительно. В майском номере журнала «Журналист» прочитала интервью замминистра связи и массовых коммуникаций Алексея Волина. Он вообще славится своими высказываниями. Однажды, например, учил студентов журфака МГУ, что «любой журналист должен твёрдо помнить: у него нет задачи сделать мир лучше, нести свет истинного учения, повести человечество правильной дорогой. Задача журналиста – зарабатывать деньги тем, кто их нанял». Или вот в этом интервью долго рассуждает, что любое СМИ – это просто бизнес. И не дело государства тратить деньги налогоплательщиков на поддержку региональной прессы. (А если журналистам что-то не нравится, пусть идут работать в ресторан, на заправку или открывают фирму по пошиву тапочек.)
Поначалу эта мысль даже может показаться здравой. Но только поначалу. Ведь если разобраться, журналисты просят бюджетные деньги не для себя. Нам не надо – мы сами заработаем. Государство, субсидируя доставку, тратит деньги налогоплательщиков на самих же налогоплательщиков. Причём поддерживает умных людей – которые ещё не разучились читать.
Уже понятно, что в ближайший год мы не досчитаемся в строю многих коллег. Выживет ли «Крестьянин» – зависит только от читателей. Если наш труд востребован – не забудьте подписаться!