Россияне ищут поздоровей и покрасивей

Второй год на территории России действует так называемый «закон Димы Яковлева». Напомним, он запрещает американцам усыновление российских детей. За это время приняты и другие законодательные акты, потихоньку вычёркивающие из списка потенциальных усыновителей граждан большинства европейских стран.

Как живётся в этих условиях детям из российских детдомов, мы спросили у Луизы Фенёвой, заведующей сектором координации деятельности органов опеки и попечительства министерства образования Ростовской области.

– Луиза Николаевна, после принятия «закона Димы Яковлева» первые лица государства обещали, что дети-сироты не пострадают из-за отмены американского усыновления. Что бдет сделано всё для того, чтобы устроить их в нормальные семьи в России. Прошло больше года. Что было сделано за это время – на федеральном уровне и областном?

– На федеральном уровне было принято много законодательных актов, упрощающих процедуру усыновления, потому что люди всегда сетовали на то, что нужно собрать очень много документов. (Я, правда, считаю, что их не было слишком много, тем более что все они были нацелены на то, чтобы определить, насколько человек готов к этому процессу.) Сейчас намного упростился порядок сбора документов. Увеличились сроки годности до- кументов: заключение органа опеки теперь действует два года вместо одного, медицинское заключение – шесть месяцев вместо трёх. Упростился порядок замены опеки на усыновление и наоборот.

Федеральным законом было установлено единовременное пособие размером 100 тысяч рублей (сейчас его проиндекси- ровали до 105 тысяч) при усыновлении ребёнка-инвалида, ребёнка старше семи лет и братьев и сестёр. Ведь в нашем банке детей, оставшихся без по- печительства, большую часть составляют именно эти категории.

При усыновлении всех категорий детей из федерального бюджета приёмным родителям выплачивают 13 741 рубль 99 копеек на ребёнка. А из областного – 30 тысяч рублей.

– Не мало ли? На Кубани платят по 300 тысяч...

– Не мало. Каждый регион платит исходя из своих возможностей. В Московской области, например, каждый месяц пла- тят по 20 тысяч. Но я хочу сказать, что за усыновлением ребёнка обращаются пары, крепко стоящие на ногах. И от размера пособия тут мало что зависит. По статистике количество усыновлений не зависит от мер государственной поддержки и из года в год остаётся примерно на одном и том же уровне. Вот число желающих взять под опеку растёт. 

– Расскажите, пожалуйста, об этом подробней...

– Под опеку детей берут чаще всего родственники – дедушки, бабушки, тёти... Они это делают безвозмездно – на мой взгляд, это правильно. Ребёнок получает ежемесячное пособие – 8 101 рубль.

А вот те, кто организует приёмные семьи, получают вознаграждение – в зависимости от возраста детей, их количества, состояния здоровья и от того, где они живут (для сельских жителей – небольшая надбавка). Дети получают такое же пособие, как и при опеке. При передаче детей в приёмную семью, как и при усыновлении, на содержание каждого ребёнка единовременно выплачивают 13 741,99 рублей из федерального бюджета плюс 30 тысяч рублей из областного бюджета. И количество приёмных семей ежегодно растёт. Сейчас на учёте стоят 334 приёмных семьи, в них воспитываются 867 детей. Поначалу планировали, что приёмные семьи будут организовывать профессионалы: c психологическим или педагогическим образованием,

– Не получилось?

– Нет. В законе это не предусмотрено. Хотя это было бы правильно.

– Почти всё, о чём вы говорите, было и раньше. А что-то принципиально новое появилось?

– Единовременная выплата – 100 тысяч рублей. С сентября 2013-го обязательной стала подготовка в школе приём- ных родителей (в одном из ближайших номеров мы планируем рассказать, что это такое. – А.К.). А главное, сейчас огромное внимание уделяется информированию граждан о возможности взять ребёнка. Раньше иногда писали в газете, показывали по ТВ – и всё. Сейчас мы задействовали интернет. Например, ведём свою рубрику на сайте 161.ru. И к нам обращается огромное количество желающих, в том числе из других регионов. По усыновлению Ростовская область занимает третье место в России: во всех регионах уменьшается количество усыновлённых, а у нас нет. В 2012 году 264 ребёнка усыновили российские семьи, в 2013-м – 268.

– Какова статистика ваших достижений за последний год?

– В семьи устроено: в 2012 году – 1 501 ребёнок, в 2013-м – 1 592. Под опеку взято соответственно 1 092 – 1 061. Уменьшилось количество выявленных детей, оставшихся без попечения. В 2012 году таких было 1 716, в 2013-м – 1 653. (Речь идёт о семьях, которым мы помогаем стать на путь истинный, не лишая родительских прав.) Количество приёмных семей удвоилось: в 2012 году было 127, а в 2013-м – уже 250.

– Сколько же всего детей осталось вне семьи – в детдомах, приютах и т. д.?

– Около двух тысяч.

– Сколько из них инвалидов?

– 685. А серьёзные диагнозы есть практически у всех.

– Считается, что россияне ищут детей поздоровей и покрасивей, а иностранцы берут самых больных и несчастных. Это так?

– Да, это так. У нас на учёте стоит около 60 человек, которые хотят детей с I и II группой здоровья – то есть практически здоровых.

– И маленьких, наверное... 

– Да – от нуля до двух лет. И ещё – от молодых и здоровых мамочек-студенток.

– Какие же перспективы у этих 685 детей-инвалидов?

– Их лечат. Может быть, со временем диагнозы снимут. Может быть, их возьмут наши граждане – в этом году такие случаи бывали. Не детей с синдромом Дауна, конечно, а тех, кого можно вылечить или реабилитировать. Детей с синдромом Дауна у нас, правда, и иностранцы не брали – усыновляли детей с тяжёлыми заболеваниями, но тех, с которыми можно что-то сделать: без ноги, с дистрофией мочевого пузыря, без почки и т. д.

– Так стоило ли лишать их возможности уехать в Америку?

– Я как госслужащая не могу комментировать федеральные законы. И потом, у нас всё-таки продолжается иностранное усыновление. В прошлом году 13 человек взяли в европейские семьи.

– Что-то планируете, чтобы улучшить ситуацию?

– Мы хотим в этом году диф- ференцировать пособие. Сейчас для всех детей оно составляет 8 101 рубль. Но есть смысл увеличить его для детей постарше и больных. Скажем, после 10 лет увеличить на 20% (это примерная цифра, здесь нужны расчёты) и на 20-30% при серьёзном заболевании. Рассматривается вопрос о возможности организации патронатных семей. При этой системе родитель получает зарплату в учреждении, а воспитывает детей дома. Это регулируется региональными законами, но в Ростовской области пока такого закона нет. 

Беседовала Анна КОЛОБОВА

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Новая пенсия