Спасти рядовую школу
«Ваша школа – нерентабельная», – объясняют власти жителям хутора Маслова. «Школа – это не магазин», – возражают масловцы
«Мы обращаемся к вам с одной-единственной просьбой – помочь поскорее восстановить нашу школу, которую закрыли на ремонт осенью 2013 года. Недавно мы узнали, что наша школа ремонтироваться не будет, так как это невыгодно нашим властям. Но если не будет школы, то исчезнут и окрестные хутора. Может ЭТО кому-то выгодно?»
Так написали в редакцию жители трёх хуторов из Тацинского района: Маслова, Игнатенко и Карпово-Обрывского. Раньше их дети ходили в масловскую школу, а сейчас – ездят за 15 километров в надежёвскую. Думали, это только на время ремонта. Но недавно выяснилось, что никакого ремонта не будет: школу просто ликвидируют.
Масловская школа небольшая: в ней учились всего 60 человек. Но бороться за неё вышли не только родители.
Цвели розы и горели фонари
– Мои дети уже отучились, но я тоже подписала письмо. Жалко же – умирает хутор.
– Помните, лет пятнадцать назад какая рядом со школой была красота? Горели фонарики, цвели розы... А в школе было 200 человек – как раз мои дети были маленькие.
– И клуб работал. Новый год отмечали всем хутором... Теперь – колхоз развалили, контора в руинах, клуб аварийный, закрыли. Теперь вот и школу закрывают.
Человек двадцать пять собрались возле школы. Говорят, перебивая и перекрикивая друг друга, так что к концу этого стихийного схода у меня безнадёжно садится голос.
– У нас классы светлые, красивые. Надежёвская школа – в три раза хуже.
– Хуже! – откликаются все двадцать пять. Хором – как будто специально тренировались.
– Нужно договориться и с 1 сентября не пустить детей в надежёвскую школу, – предлагает кто-то.
Вообще-то, я не ожидала, что инициативная группа, которую пообещали собрать к приезду «Крестьянина», такая большая. Так уж повелось, что на селе обычно готовы «качать права» считанные активисты.
– Это нас сегодня мало! – возражают масловцы. – Позавчера нас было в три раза больше.
– А что было позавчера? – интересуюсь я.
– Так собирали нас насчёт школы. Приезжала Наталья Ивановна – зав районным отделом образования, отвечала на вопросы. Сказала, что школа нерентабельна, только на проектно-сметную документацию нужно пять миллионов, а денег нет.
– Они узнали, что вы приедете, поэтому зашевелились, – уточняет молодой человек по имени Андрей.
Куда мальчишкам идти?
– Перед началом учебного года провели экспертизу школьного здания, – рассказывает теперь уже бывший директор школы Владимир Воловликов. – По её результатам школу признали аварийной и объявили, что её закроют на капитальный ремонт. Но уже осенью нам дали понять, что никакого ремонта не будет – нерентабельно.
Владимир Владимирович проработал в школе больше 25 лет. С поста директора ушёл, когда стало ясно, что директорствовать ему, собственно, негде. Но школу отстаивать не бросил: во-первых, он районный депутат, а во-вторых, «я это замутил, вот и продолжаю». Хотя и совершенно не уверен, что удастся выбить 70 миллионов рублей, необходимые на ремонт.
То, что детей возят в Надежёвскую школу, ему совершенно не нравится:
– Во-первых, зимой в полвосьмого утра, когда автобус выезжает из Маслова, ещё темно. А детей по правилам нельзя возить в тёмное время суток. Тем более что дорога так себе: на ней есть опасные повороты. Кроме того, по СанПиН, между концом занятий и началом внеурочной деятельности (кружков, спортивных секций и т. д.) должен пройти хотя бы один час. Но это невозможно, потому что тогда дети попадут домой только к ночи.
Кружки – это отдельная больная тема. В масловской школе предметом гордости был военно-патриотический клуб «Каскад», который вёл бывший «афганец» Сергей Мартынов. («Крестьянин» писал об этом человеке: став после ранения инвалидом, прикованным к коляске, он полностью посвятил себя тренерской работе, занимаясь с ребятами из восьми школ Тацинского района – см. статью «Быть инвалидом никто не учил», № 8, 2013 год.)
– Они с ним и боевыми искусствами занимались, и даже с парашютом прыгали! – рассказывают родители. – С его подготовкой детей брали даже в Рязанское училище ВДВ. А теперь куда мальчишкам идти после школы? Пиво пить на лавочке?
Как после нейтронной бомбы
Специалистам, конечно, виднее, но лично я ничего катастрофического в школе не увидела. С учётом того, что здание простояло нетопленым всю зиму, могло быть значительно хуже. Потёки на потолке, грибок на стенах... Неужели из-за этого нужно ликвидировать крепкое двухэтажное здание? Заметим, между прочим, что отопление здесь печное. Хутор вообще-то газифицирован, но именно до школы газ почему-то не дотянули.
Некоторые классы открыты – здесь сохранились детские поделки, рисунки. Яркие плакаты на стенах. Замёрзшие растения в горшках.
– Как после нейтронной бомбы, – говорит кто-то.
– Хутор как будто целенаправленно убивают, – вступает в разговор женщина по имени Ирина. – Если бы район подтянул пару инвесторов, сделали бы какую-нибудь фабрику, ну хоть филиал... Были бы рабочие места – вернулась бы молодёжь...
– Ир, так у нас много молодёжи, – возражают ей. – Это из-за школы сейчас люди разъезжаются. Если бы школу открыли, они бы, наверное, вернулись. У нас же хороший хутор – трасса рядом, река есть...
Николай Николаевич не желает
Наталья Кока, зав районным отделом образования, по телефону была приветлива. Встретиться согласилась. Сама назначила время и... на встречу не пришла. Без предупреждений и объяснений. Прождав минут двадцать, я позвонила ей сама:
– Наталья Ивановна, как же так?
– Меня срочно вызвали... В общем, я не смогу с вами встретиться. Почему не предупредила? Да, наверное, нужно было...
С главой района Николаем Кошелевым мне не удалось обменяться и парой слов: секретарь, поговорив с шефом по внутреннему телефону, передала, что «Николай Николаевич не желает с вами разговаривать». Всё.
Пришлось отправить из редакции официальные запросы: на них чиновники обязаны отвечать вне зависимости от своего желания.
От нашей ООШ к вашей НОШ
А через несколько дней после моей поездки позвонили масловцы. Рассказали, что приезжали глава вместе с завотделом образования. Предложили писать письма губернатору и в Законодательное собрание и обещали всяческую поддержку.
И всё бы хорошо, только ещё через несколько дней пришёл официальный ответ из отдела образования администрации Тацинского района за подписью Н.И. Кока. Его содержательная часть состоит всего из двух предложений:
«С 1 сентября 2013 года организован подвоз обучающихся МБОУ Масловской ООШ к МБОУ Надежёвской НОШ и обратно школьными автобусами МБОУ Масловской ООШ и МБОУ Крюковской СОШ. При этом время в пути не превышает времени, предусмотренного для организации подвоза обучающихся к образовательному учреждению, установленного СанПиН».
Что-то я не нашла здесь ничего о поддержке масловской школы, которую так хотят сохранить хуторяне.