На сегодняшний день когда устоявшийся десятилетиями рост спроса резко сменился на менее многолетний и ознаменовался совокупным спадом, повседневные методики менеджмента становятся значительно рискованнее, а иногда и губительнее. Рассмотрим 3 типа стратегии бизнеса, способные вывести его из сложившегося кризиса.
Стратегия выживания
Она подразумевает:
- продажу либо, по возможности, сдачу избыточной производственной площади (мощности) в аренду и последующее сокращение рабочего состава;
- поддержку надлежащего производственного уровня и ассортимента, способного удовлетворить сугубо текущий спрос;
- определение конечной точки по сокращению бизнеса, по достижении которой наступает его неизбежная гибель;
- обеспечение постоянного мониторинга рыночных составляющих;
- концентрацию сопровождения уже проданной или предоставленной продукции (гарантийное и сервисное обслуживание).
Этот путь развития бизнеса позволит поддерживать его на плаву, однако вероятен риск банкротства в случае непредвиденного роста рынка. При этом единственным оптимальным решением будет ликвидация ООО с долгами со списанием всех обязательств компании.
В этом случае возможна излишняя трата ресурсов на восстановление прежних позиций, либо потеря конкурентоспособности, если бизнес не будет вовремя разморожен. Подобная стратегия чаще всего применяется для второстепенных деятельностей, если у собственника имеется некий основной источник дохода.
Другим случаем использования этой стратегии бизнеса является отсутствие ресурсов, позволяющих вести активную деятельность в период кризиса.
Стратегия бизнеса неудачника
Этим видом стратегического плана пользуются, в большинстве своем, российские и постсоветские предприятия из-за губительных капиталистических взглядов властей, направленных на поддержание малоэффективных компаний и предприятий. Логика такова, что чем хуже и безграмотней управление предприятием, тем значительнее будет предоставленная помощь.
Главные менеджеры при таком стечении обстоятельств на сегодняшний день:
- бездействуют и надеются на помощь со стороны;
- ждут скорейшего окончания кризиса, обещанного чиновниками, и возврата былых позиций.
При этом руководители предприятий практически ничего не способны предпринять, а состав менеджеров и аналитиков не знает, как подействовать на катастрофическую ситуацию и только отсрочивают гибель бизнеса. Если вас настигла такая участь, то закрытие ООО путем реорганизации поможет списать долги.
Однако и в таком случае можно долгое время оставаться на плаву. Возможно это в случае тесного сотрудничества и теплых отношений с государственниками, регулярно получая от чиновников госпомощь. С другой стороны, стратегия развития малого бизнеса по такому плану не практикуется, поскольку госаппаратом поддерживаются только крупные предприниматели и их детища.
Недостатком является неопределенность в действиях и значительное понижение позиций.
Стратегия бизнеса победителя
Данный план означает укрепление позиций, и дальнейшее развитие бизнеса по средствам захвата большей рыночной части и создания основы для последующего роста капитала. Эта стратегия подразумевает серьезные изменения и временные потери, однако, именно она способна ответить: как стать миллионером!
Основным пунктом плана является сокращение затрачиваемых средств на:
- персонал (фиксированная оплата, замена ряда сотрудников на нескольких более квалифицированных специалистов, изменение системы мотиваций на актуальную);
- дополнительные процессы, которые не создают стоимости и не приносят особой прибыли;
- комплектацию (поиск конкурентов-поставщиков, которые находятся на грани гибели, проведение новых тендеров);
- технологический аудит (модернизация электрохозяйства, уменьшение запасов).
Выбор и выполнение стратегии являются главными составляющими вывода предприятия из кризиса, которые требуют управленческой гибкости и немалого опыта. Поэтому каждый собственник должен тщательно взвесить свои возможности, проанализировать текущее положение дел и на основе этого выбрать подходящий тип стратегии.