Почему дети сводят счеты с жизнью
20.03.2012 14:11
Павел Астахов, уполномоченный президента России по правам ребенка, заявил, что в России самый высокий в Европе уровень самоубийств среди подростков. В год кончают жизнь самоубийством около 1500 детей и еще 4 тысячи совершают попытку самоубийства. Наша страна входит в пятерку стран-лидеров по количеству фактов суицида.
В Ростовской области число детских и подростковых суицидов увеличивается с каждым годом почти вдвое: так, по данным прокуратуры Ростовской области, в 2008 году зарегистрировано 6 фактов, в 2009 году – 13, в 2010 году – 22, за прошлый год было зарегистрировано 24 попытки самоубийства и 28 завершенных суицидов.
Разобраться в причинах этого явления и обстоятельствах, которые подталкивают подростка закончить жизнь самоубийством, и дать рекомендации родителям и окружающим нам помогли заместитель директора по учебно-методической работе МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования Ростова-на-Дону» Елена Владимировна Чеботарева и координатор молодежного телефона доверия Алина Васильевна Половинкина.
– Елена Владимировна, можно ли определить склонность к суициду у подростка?
Е.В.: Говорить, что есть определенный тип личности, который склонен к суициду, нельзя, потому что есть люди возбудимые, которые могут совершить суицид из-за всплеска эмоций, а есть тихие люди, неагрессивные, которые исподволь, убежденно идут к такому решению, их с пути тоже не собьешь. Это кроется не в личности, а в ситуации. Естественно, есть и заболевания, которые связаны с областью психиатрии, где суицид – в структуре заболевания.
Если говорить о том, как можно распознать, готовится ли подросток наложить на себя руки, то это можно сделать по изменившемуся поведению: если он стал более пассивным, не хочет ходить на уроки, значит, есть проблема, которая может стать толчком. Когда ребенок напрямую говорит о том, что хочет покончить жизнь самоубийством, зачастую он действительно не шутит. Но непонятно, когда он эту угрозу осуществит.
– Есть ли группы психологического риска? Можно ли сказать, что, к примеру, дети из малообеспеченных семей чаще видят выход из ситуации в самоубийстве?
Е.В.: Феномен суицида ребенка состоит в том, что он оценивает себя как никому ненужный. Будь то ребенок из полной или неполной, богатой или малообеспеченной семьи. В самой необеспеченной семье могут быть созданы такие условия, такие взаимоотношения, что ребенку все равно, что он ходит в обносках. Ориентироваться на это невозможно, потому что статус людей в обществе не говорит о том, какие они родители.
– Кто ответственен за психологическое состояние ребенка?
Е.В.: Конечно, семья, родители. Именно они должны объяснять, что в жизни есть выход из любой ситуации. И смерть - не решение. Но во многих семьях эта тема не обсуждается, родители не проговаривают с детьми минусы суицида. Если они лишний раз на примере новостей о самоубийствах будут повторять: "У этого ребенка тоже были ссоры с родителями, но это не выход, мы переживаем за тебя". Нужно вызвать у ребенка понимание, что он ценен. Родители должны твердить ребенку: "Никакая ситуация не равна твоей жизни". Нельзя воспитывать только запретами, без поощрений, поблажек. Говорить о смысле - первоочередная задача родителей.
А.В.: Но иногда дети, находясь в тяжелом эмоциональном состоянии, просто не видят рядом человека, кто бы мог, по их мнению, помочь, поддержать. Возможно, даже среди учителей есть такие, к которым можно обратиться. Тогда дети звонят по телефону доверия. Те проблемы, которые их волнуют, взрослым кажутся мелочными, не стоящими внимания, а для подростка то, как он воспринимает мир, те чувства, которые он испытывает, эмоции, переживания очень важны и должны быть приняты с уважением. Прежде всего, детям хочется быть понятыми и услышанными. Наш принцип работы - "помогай равным": "мы стараемся с подростком выстраивать диалог в форме старший друг/старшая подруга. То есть, с одной стороны, "я тоже человек, я тебя понимаю", с другой же, "у меня есть какие-то ресурсы, знания, чтобы тебе помочь".
– По словам специалистов, иногда подростки используют попытки суицида как шантаж. Стоит ли обращать внимания на такие проявления?
Е.В.: Конечно. Часто это происходит потому, что родители его не слышат. На шантаж у взрослых даже более адекватная реакция. Всегда можно найти пути решения, поговорить, где-то пойти на уступки, не доводить ребенка до мысли, что он родителям не нужен. Ребенок же имеет мало опыта жизненного, но многие родители считают: в 14 лет он получил паспорт - теперь он взрослый, и может сам решать свои проблемы. На самом деле это неправильно. Оптимальный возраст для приобретения жизненного опыта - 21 год. Сегодня все поставлены в жесткие рамки - куда-то несутся, зарабатывают деньги, всем не до ребенка: поговорить некогда, понять некогда. Родитель не следит и за собой: может сорваться на ребенка, а тот, в свою очередь, подумает: зачем я такой родителям, из-за меня у них одни проблемы. Это процессы, которые остановить зачастую невозможно.
А.В.: Бывает так, что подросток звонит с готовым планом. И может это выражать в форме демонтсрации - агрессивной, и говорить, что "я наглотался таблеток" или "держу в руке шприц с лекарством". Или просто заявляет, что у него есть такое желание. Для многих телефон - это последняя возможность остаться здесь. Иногда детям просто не хватает какого-то доброго участия.
Хотя, конечно, бывают демонстративные попытки: нет намерения уйти из жизни, но есть желание просто обратить на себя хоть как-то внимание. К сожалению, демонстративные попытки тоже заканчиваются летально, это тоже большой риск.
Какие внешние факторы влияют на решение подростка покончить жизнь самоубийством. Сегодня многие винят во всем бедах интернет...
Е.В.: Интернет имеет очень большое влияние. Если раньше запрещали гулять допоздна, то теперь родитель думает, что если ребенок сидит дома всю ночь - хорошо. А чем он там занимается, что смотрит, что читает - неизвестно. А там открыт доступ к любым сайтам, где ребенка привлекут на какую угодно сторону, причем касается это всего: развращения, социальной дезориентации. Интернет хуже, чем улица, потому что на улице сразу получаешь опыт жизни и варианты наказаний, которые позволяют регулировать свое поведение.
К слову, в прошлом году на территории Ростовской области был ограничен доступ ко всем сайтам, пропагандирующим суицид. Но сообществ в социальных сетях о самоубийствах великое множество.
Вообще сегодня происходит некая романтизация образа смерти: в текстах песен, в фильмах самоубийство представляется как переход в другой прекрасный мир. Что делать с этим? Ведь невозможно огородить ребенка от всего окружающего мира?
Е.В.: Опять-таки это ответственность родителей, нельзя оставлять пустоты в знаниях: если ребенку рассказывать, что смерть - это просто земля, разложение в химические элементы, то вряд ли у него создастся романтический образ.
Примерно в 10 классе все подростки проявляют интерес к этой теме: кто рисует, кто пишет стихи, кто страдает несчастной любовью. Идет поиск места в жизни - подросток начинает присоединяться к готам, другим течениям, могут попасть к сатанистам. А ребенок, который занят у которого хорошие отношения с родителями, вряд ли куда-то огульно выйдет и пойдет. Разговаривать с ними о смерти необходимо. Родители делают вид, что проблемы суицида нет, но она же есть, это реальность. А когда человек готов к реальности, у него есть набор действий.
– В последнее время частым стал групповой суицид.
Е.В.: Это тоже пробел в воспитании ребенка родителями. Это говорит о том, что для ребенка не семья является ценностью, а тот человек, с которым он разделяет свои интересы. Парой может стать тот человек, который недостаточно эмоционально устойчив или развит интеллектуально, которого можно подмять под себя, руководить им.
- Можете дать конкретные рекомендации родителям, учителям?
Е.В.: Для ребенка, оставшегося один на один со своей проблемой, суицид – выход из сложившейся ситуации. Кто-то склонен к этому по эмоционально-волевым расстройстам, которые лечатся медикаментозно специальными лекарствами для корректировки поведения. Но многие дети кончают жизнь самоубийством просто по глупости.
Поэтому, пока не поздно, родители должны стать наставниками для ребенка. Нельзя пускать ситуацию на самотек, но и нельзя чрезмерно наказывать детей. Подросток должен знать, что его слово тоже ценно и он любим в семье.
Виктория ЛИ
Выразить свое отношение: