Клеймо аренды
Это чёрная метка тому, кто хочет распорядиться своей землёй
Аренда земель сельхозназначения у нас существует только в кодексах и законах. Наяву землю использует в одностороннем порядке человек, которого почему-то называют арендатором. А кто арендодатель? Собственник земли? Никак нет! Он всего лишь участник общедолевой собственности, по сути бесправное лицо. Между ним и пользователем – безликое общее собрание хозяйства и посредник, выступающий в роли доверенного лица. Такой порядок использования земли позволяет игнорировать права арендодателя, а арендатора превращает во всевластного хозяина земли.
Как это происходит в жизни, мы писали в статье «Мёртвые держат живых» («Крестьянин» № 28, 2011 г.). На днях история получила продолжение.
Но сначала напомним, о чём речь.
Прикрылся фиговым листком
Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения отменил указы и постановления, которые позволяли заключать договоры аренды земельных долей. Однако через год и восемь месяцев после вступления закона в силу председатель СПК «Победа» Целинского района Геннадий Мосинцев вновь оформил такой договор на десять лет. И прикрыл его фиговым листком: назвал договором аренды земельного участка. Это было проделано по упомянутому сценарию с замороченным общим собранием, с полуправомочным посредником и прочими фокусами манипулирования сельскими массами. Тем самым Мосинцев поставил заслон тем, кто желал выделить свою землю и организовать КФХ. Хочешь выделиться? Выделяйся! Но на свидетельстве о государственной регистрации права получишь клеймо: «аренда».
В этой ситуации оказались Андрей Фоменко с тремя владельцами земельных паёв из села Ольшанка. Они отмежевали земельный участок площадью 155 га. Узаконили его и получили все документы. А они меченые словом «аренда». Начинающий фермер? Начинай! Но... через десять лет!
Целинская районная Фемида оказалась крайне любезной по отношению к председателю Мосинцеву. Напротив, судебная коллегия Ростовского областного суда сурово развенчала эту любезность. И вернула иск Фоменко и его сторонников к СПК «Победа» на пересмотр. Пересмотр ничего не изменил. Андрей Фоменко понял: это игры. Всё схвачено. Любой закон, если надо, вывернут наизнанку. Оставался последний шанс: воспользоваться своими правами арендодателя.
Солнце всходит на западе
Если суд вынесет решение о том, что солнце всходит на западе, а заходит на востоке, то значит так оно и есть. На этом принципе выстроено наше судопроизводство...
После выхода статьи «Мёртвые держат живых» Целинский районный суд рассматривал иск Андрея Фоменко и его товарищей к СПК «Победа» о расторжении договора аренды земли с хозяйством. Судью О. Абутко ничуть не озадачил тот факт, что земельный участок и земельная доля – понятия взаимоисключающие. И с точки зрения закона не может быть такого, чтобы истцы сдали в аренду свои земельные доли, а хозяйство заключило с ними договор аренды земельного участка. Тут или – или... Но у судьи может... Потому что солнце всходит на западе.
В свете такого солнца судья О. Абутко рассмотрела и заявление истцов о субаренде. По их словам, СПК «Победа» в лице председателя Мосинцева сдаёт их землю в субаренду без уведомления арендодателей. Два предыдущих года на их участке хозяйничал некий господин Абрамов. На все попытки выяснить у пришельца, на каком основании, тот отвечал: все вопросы к Мосинцеву. Судья же решила, что доказательств субаренды не представлено.
В СПК «Победа» не соблюдается севооборот, утверждают истцы. Они не хотят получить через 10 лет истощённую землю. Поэтому просят расторгнуть досрочно договор аренды. Даже главный агроном хозяйства И. Лысенко признал, что «бывают нарушения севооборота». Но для судьи О. Абутко важнее справка СПК «Победа» о засеянных культурах в период с 2004 по 2011 годы. Первым в справке значится поле № 131, это поле истцов. Вот что сеяли на этом поле в последние годы: 2007-й – озимая пшеница; 2008-й – озимая пшеница; 2009-й
– подсолнечник; 2010-й – озимая пшеница; 2011-й – озимая пшеница. Приглашаем Наталью Шубину, землеустроителя Ольшанского сельского поселения, выехать на поле № 131. Шубина берёт земельную карту и мы едем. Вот оно, это поле. Землеустроитель сверяет местность с картой, да, точно, оно.
Что мы видим? Озимую пшеницу уже убрали. Но что там, между скошенными рядами? Что за тёмные полосы? Подходим ближе. Это прошлогодние стебли подсолнечника. А в справке указано, что в 2010 году здесь была озимая пшеница. Получается, не пшеница а подсолнечник. Два года подряд. А в прошлом? Остаётся только гадать!
В справке по отношению к другим полям указаны пары. Но находились ли они под парами на самом деле? Андрей Фоменко говорит, что нет, никаких паров не было. Он регулярно ездит мимо и всё видит своими глазами.
В заявлении истцов перечислены и другие нарушения. В частности, хозяйство платит за истцов земельный налог по договору, а каждый собственник платит тот же самый налог, так как его обязывает закон. Двойная уплата одного и того же налога. Истцы вынуждены возвращать уплаченные суммы через суд. Абсурд!
Но разве может быть иначе, если солнце всходит на западе?
Доскреблись до дна
СПК «Победа» задолжал Андрею Фоменко 343 640 рублей 39 копеек. Председатель Мосинцев фактически не платил за использование его одиннадцати земельных паёв с 2007 по 2010 годы включительно. В суде ответчик признал задолженность в полном объёме. Казалось бы, что ещё для суда нужно? Рви договор аренды и отпускай собственника земли на волю. Ведь в законе ясно сказано: если арендатор не платит более двух раз подряд, арендодатель вправе расторгнуть договор досрочно. Ан нет! Судья приходит к прямо противоположному выводу: « материалами дела не подтверждается и судом не установлено, что несвоевременное исполнение ответчиком обязательств по уплате арендных платежей повлекло для истцов какой-либо ущерб».
Всё! Как писал Фёдор Михайлович Достоевский, «доскреблись до дна». До дна цинизма. Неужели для людей в мантиях треть миллиона просто ежедневные карманные расходы?
Буквально каждой строкой своего решения судья говорит – не надейтесь, договор аренды я не разорву. Требует, например, представить доказательство, что арендатор отказывался выплачивать арендную плату. Но кто же даст такой письменный отказ? Дураков нет!
А чего стоит фраза «суд принимает признание иска ответчиком»! Что за расшаркивание перед нарушителем закона? Ведь только в суде выяснилось, что СПК «Победа» готов выплатить Фоменко все долги сполна.
Суд оставил землю начинающего фермера в арендной кабале. Сколько же это будет продолжаться?!
Виктор ШОСТКО
с. Ольшанка, Целинский р-н,
Ростовская обл.