Ветераны. Последняя плата государства
Так неужели нельзя достойно проводить защитников Отечества?
Обычно в преддверии славных дат много слов говорится об улучшении условий жизни участников Великой Отечественной войны. Однако есть одна тема, о которой мы как-то стесняемся говорить. Это проводы в последний путь.
Государство в этом плане принимает определённые меры. Постановлением правительства Российской Федерации с 1 ноября 2010 г. размер оплаты ритуальных услуг увеличен до 13 тыс. руб., а норма расходов на изготовление и установку надгробного памятника – до 23 тыс. руб.
Всё, казалось бы, хорошо. Но наши чиновники, готовя любое решение, обязательно сделают так, чтобы его выполнение превратилось в издевательство над людьми.
Во всех нормативных документах сказано, что оплата ритуальных услуг производится по фактическим затратам, подтверждённым соответствующими документами. На практике это приводит к следующему. В отдалённой деревне умер участник Великой Отечественной войны, родственники произвели захоронение, помянули дедушку и только через неделю приезжают в загс и отдел военного комиссариата оформить документы. А им говорят, что для получения ритуального пособия нужны подтверждающие документы на понесённые затраты. И где их взять, если в районе нет организации, занимающейся ритуально-похоронной деятельностью?
14 марта 2006 г. штаб Северо-Кавказского военного округа сделал разъяснение по данному вопросу: в отдельных посёлках, хуторах, в которых нет специализированных ритуальных служб, возмещение расходов на ритуальные услуги лицам, производившим похороны умершего защитника Отечества, следует производить на основании акта, составленного комиссией военного комиссариата совместно с местными органами власти.
Данное разъяснение упростило выплату ритуального пособия. Однако в 2010 г. стали опять требовать подтверждающие документы. Родственники прикладывают товарные чеки на купленные ритуальные принадлежности, но военный комиссариат Ростовской области требует вместе с товарными чеками предоставлять и кассовые. Все доводы о том, что малый бизнес с 1.01.2010 г. работает без кассовых аппаратов, остались без внимания. В результате по Тарасовскому району в 2010 г. было возвращено 11 дел без оплаты. Можете представить, каково было возмущение людей! Неужели наше правительство не может принять постановление о выплате ритуального пособия без подтверждающих документов? Это ведь последняя плата государства своим защитникам.
Следующая проблема – это увековечивание памяти защитников Отечества. Я стоял у истоков этой работы. Она началась в 90-е годы прошлого века, я в то время работал в военном комиссариате Тарасовского района, а сейчас этим вопросом занимаюсь в ветеранской организации. Тогда для заказа на изготовление и установку надгробного памятника требовалось всего четыре документа: заявление заказчика, удостоверение участника ВОВ, свидетельство о смерти и справка о месте захоронения. Если удостоверение утеряно, прилагалась справка военного комиссариата. Со временем перечень документов увеличивался и усложнялся.
Теперь к удостоверению участника ВОВ надо обязательно приложить справку отдела военного комиссариата о том, что удостоверение выдавалось и на основании чего выдавалось, с перечнем всех воинских частей и периодов, когда он воевал, и чтобы никто не сомневался, нужно приложить ксерокопию именного списка на выдачу удостоверений участникам ВОВ (а этот список имеет формат 3) и обязательно с ксерокопией титульного листа этого списка. Также нужна справка о последнем месте службы умершего. Начинаем разбираться, зачем это нужно. Оказывается, в годы войны многие служили в войсках НКВД, правительственной связи, погранвойсках. Минобороны отказывается увековечивать их память. Отправляют людей в МВФ, ФСБ и другие ведомства, а у этих ведомств нет представительств на местах, надо ехать в Ростов.
В 80-е годы прошлого века участникам войны впервые стали выдавать удостоверения, делали это военные комиссариаты независимо от места службы участника, сами ведомства между собой обменивались архивными документами. И это было правильно.
Далее, в 1993 г. был принят федеральный закон № 4292-1, где прописано: «Возложить на Министерство обороны Российской Федерации полномочия по увековечиванию памяти защитников Отечества и считать его уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в этой сфере».
До 2010 г. мы не знали проблем с увековечиванием памяти защитников Отечества. Совместно с военным комиссариатом работали первичные ветеранские организации, в школах велась поисковая работа. Никто не спрашивал, в каком ведомстве служил умерший. По Тарасовскому району за 2007-2010 гг. были найдены могилы, восстановлены документы, изготовлены и установлены 214 памятников защитникам Отечества.
В Миллеровском районе только за 2010 г. отделом военного комиссариата совместно с ветеранскими организациями была проведена работа по розыску членов семей умерших участников ВОВ. Установлено 108 надгробных памятников. Каждая установка памятника в отдалённой деревне превращалась в событие, люди выражали благодарность.
И ещё хочу коснуться одного вопроса. При оформлении документов на ритуальное пособие требуют ксерокопию свидетельства о смерти, а на надгробный памятник – только оригинал. Заказчики стали платить госпошлину и брать в загсе повторное свидетельство, два года данный документ всех устраивал, теперь опять требуют оригинал. После смерти участников ВОВ родственникам необходимо решать всевозможные вопросы по наследству, а нотариус требует только оригинал свидетельства. Мне приходилось участвовать в оформлении документов на получение жилья, автомобилей участникам ВОВ. Нигде никто не требует подлинных документов, хотя там суммы выплат гораздо выше. Я не могу описать, какие суждения высказывают люди по данному вопросу в адрес Министерства обороны и военного комиссариата.
Александр Михайлович ПОЛЯКОВ, председатель Совета ветеранов Тарасовского района
Ростовская обл.