Заповедник «Ростовский». Охота пуще закона

Фото Александра Липковича

Суд защитил заповедник от клеветы. Но кто защитит редких птиц от охотничьих ружей?

ЭТА история началась ещё в конце прошлого лета. Напомним, 1 августа 2010 года истёк срок пятилетнего запрета на охоту в охранной зоне заповедника «Ростовский», и охотники Орловского района тут же начали чистить ружья в предвкушении добычи. Напрасно руководство заповедника напоминало о том, что охотиться в охранной зоне в любом случае можно только с его, руководства, разрешения. Напрасно крупные российские учёные слали свои протесты: ведь под выстрелы попадали и краснокнижные виды птиц, которые здесь водятся. Сезон всё равно открыли в сентябре. Ведь «партию» охотников возглавлял не кто иной, как глава Орловского района Юрий Лопатько. А что такое директор заповедника (пусть даже федерального значения) против хозяина района?

Ужасы нашего заповедника

Обо всём этом мы писали в статье «По Красной книге – огонь!» (см. «Крестьянин» № 45, 2010 год). Но был у этой истории ещё один сюжетный поворот. По удивительному стечению обстоятельств, как раз в сентябре, в разгар битвы за охотничьи угодья, орловское районное телевидение несколько раз показало разоблачительный сюжет о безобразиях, якобы творящихся в заповеднике. О стадах скота численностью «до трёхсот голов», которые топчут заповедную степь. О сотне гектаров выкошенной заповедной травы. О дорогах, которые изрезали заповедную же территорию и по которым ездят все кому не лень. Впрочем, телезрителям, видимо щадя их нервы, показали урезанный вариант. А вариант полный, где в заповеднике бушуют пожары, которые никто не тушит, и где орловские охотники с негодующими возгласами горстями собирают стреляные гильзы от патронов (по замыслу автора – следы браконьерских набегов), был отправлен в администрацию Ростовской области.

Этот же фильм Юрий Лопатько любезно прокрутил корреспонденту «Крестьянина» в своём кабинете при стечении охотничьей общественности. И с праведным гневом спросил: ну разве можно таким безответственным людям, как сотрудники заповедника, доверить охрану редких птиц?

«Безответственные люди» в ответ обратились в суд – с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации. Потому что, как выяснилось, «ужасы», творящиеся на экране, на самом деле происходили не в заповеднике, а рядом – в той самой охранной зоне, которая так приглянулась охотникам. Где закон ограничивает лишь охоту, а пасти коров или косить траву – можно. С пожаром и вовсе вышло смешно: во-первых, он тоже был не в заповеднике, а по соседству, а во-вторых, именно сотрудники заповедника помогли его локализовать. Ну а степные дороги, которые автор фильма (он же – директор орловской телекомпании «Пульс») Геннадий Александров драматично назвал «кровоточащими колеями», закрыты для проезда ещё в 2009 году. Зарастать травой им предстоит ещё лет десять, а то и двадцать.

Правдолюбцы

– С какой целью вы сняли и показали этот фильм? – спросила у Геннадия Александрова судья Валентина Шилова.

Тот стал объяснять, что, дескать, совесть не позволила молча смотреть на то, что творится в заповеднике.

– В общем, получается, что цель у вас была благая, – заключила судья. – Почему же вы тогда не проверили свою информацию? Не уточнили хотя бы, где начинается территория заповедника?

– Мы вместе смотрели ваш фильм ещё до того, как он вышел на экран, – в кабинете у Лопатько, – напомнил замдиректора заповедника Александр Липкович. – И я тогда же рассказал вам, что именно здесь неправда. Будете отрицать?

Александров отрицать не стал.

Было бы несправедливо считать единственным виновником этой некрасивой истории директора орловской телестудии. Ни для кого ведь не секрет, что редакционную политику районных СМИ (и телевидения в первую очередь) определяет, как правило, глава района. Мы, конечно, не можем исключить, что именно орловское ТВ – это оплот свободы слова. Но как-то, извините, не похоже.

Тем более что атака на заповедник шла сразу в нескольких направлениях.

Так, с жалобой на заповедник в Ростовскую областную межрайонную природоохранную прокуратуру обратился некто Михаил Легусов – председатель орловского районного Общества охотников и рыболовов. К жалобе был приложен и полный вариант фильма (Вот интересно, откуда Легусов его взял?) Председатель тоже – ну не совпадение ли? – «не мог молчать». А лучше бы промолчал: прошерстив заповедник, прокуроры не нашли в нём ни безнаказанных выпасов, ни покосов, ни следов охоты, о чём и сообщили правдолюбцу. Кстати, и объяснили заодно, что он напрасно обижается на то, что руководство заповедника не даёт ему со товарищи спокойно охотиться в пресловутой охранной зоне (на это Легусов тоже жаловался). Потому что надо было согласовывать – по закону.

Опровержения недостаточно

Арбитражный суд Ростовской области признал сюжет орловского телевидения недостоверным. И обязал разместить в эфире опровержение. Чем не торжество справедливости?

А вот чем.

Начиная с сентября 2010 года, ситуация с охотой в охранной зоне заповедника фактически не сдвинулась ни на йоту. Пятилетний запрет, наложенный администрацией области, снят. А согласовывать место и время охоты с руководством заповедника орловские стрелки, заручившиеся поддержкой районного главы, видимо, сочли ниже своего достоинства: прошлой осенью палили где хотели. И вряд ли следующей осенью будет иначе.

Нашу публикацию «По Красной книге – огонь!» мы разослали во все мыслимые инстанции. В лучшем случае получили уклончивые сообщения о том, что «вопрос решается». В худшем – не получили ничего. И, как нам стало известно от дирекции заповедника «Ростовский», очередной запрос Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (на этот раз – в прокуратуру Рос­товской области) пока также остаётся без ответа.

Неужели желание орловских охотников стрелять по птицам на территории, охраняемой Международной Рамсарской конвенцией, всё-таки перевесит протесты учёных и защитников природы?

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Местное самоуправление
Газета: Газета Крестьянин