Кредит по жалобе

Чтобы получить заём, фермер вынужден «стучать» на банкиров.

У фермеров Николая и Натальи Поздняковых новая забота – просматривать записи видеокамеры, недавно установленной в птичнике.

– Поначалу на эту процедуру я приглашал дежурных операторов, – рассказывает Николай Николаевич. – Спрашивал, как прошло дежурство. «Без происшествий, – рапортуют. – Каждые два часа заходил к цыплятам». Посмотрели запись: всю ночь напролёт спал как убитый. Зато теперь учёные: ставят будильник и строго по графику наведываются в корпус. Даже ручкой перед камерой машут: мол, тут я.

Обязанности у оператора необременительные: убрать павших цыплят, если таковые есть, да проверить кормушки – не затянулись ли плёнкой. Последнее крайне важно: если комбикорм для стада перестал поступать, жди большой беды. А стадо у Поздняковых приличное – 16 тысяч пернатых бродят по полу вместительного корпуса. Обзавестись таким поголовьем фермерскому хозяйству позволил кредит Россельхозбанка, полученный в прошлом году. Поздняковы его именуют кредитом по жалобе.

Не было ни гроша да вдруг алтын!

– Достался нам он случайно, – вспоминает Николай Николаевич. – Потому что деньги мы просили меньшие и совсем на другие нужды – сев провести. Раньше с такими суммами – от пятисот тысяч до миллиона – вопросов не возникало. Займём и в несколько месяцев погасим. А тут то ли кризис повлиял, то ли смена руководства нашего допофиса Россельхозбанка. Только поводили нас финансисты за нос, а денег не дали. Да ещё бумаги вернули с оказией, с грубым нарушением, и с формулировкой: заявка составлена «не по той схеме».

Расстроенный Николай Поздняков перехватил денег у частника под неприличный процент и отправил сеялки в поле. А жена его Наталья, владеющая пером, принялась строчить жалобы на местных банкиров в вышестоящие инстанции.

– Не знаю, какая из этих жалоб «выстрелила», – продолжает Николай Николаевич. – Только приглашает нас к себе управляющий краснодарским филиалом Россельхозбанка Дьяченко. Приехали. А он: «Сколько денег вам нужно? Могу хоть пять миллионов дать». Вообще-то мы давно отсеялись, прикидываю, но какой фермер от кредита откажется? К тому же без формальностей.

Размышления натолкнули супругов на мысль попросить солидную сумму на покупку современного оборудования для бройлеров. Дело в том, что в 2005 году Поздняковы выкупили три пустовавших корпуса бывшей колхозной птицефермы. Тоже брали кредит – тогда было чуть проще. А затем целых три года гасили, продав и «домик в деревне, и прочее наследство». Купленные корпуса использовали под зерносклады, лелея надежду со временем выхлопотать новый заём и заселить птицеферму цыплятами. Пока же бройлеров выращивали в небольшом птичнике на девять тысяч голов, который построили восемь лет назад своими руками. И тут вдруг такой шанс!

– Управляющий предлагал сразу назвать сумму, но мы не решились, – вступает в разговор Наталья Александровна. – Лишнее нам ни к чему – с процентами возвращать. Решили: возьмём строго по потребности, как только всё просчитаем.

По возвращении домой Поздняковы связались с тульской фирмой «Резерв», которая с использованием европейских комплектующих выпускает напольное оборудование для птичников. Передали туда параметры корпуса. А фирма уже под конкретную площадь и кубатуру стала собирать комплект, оценив его в деньгах.

А в птичнике не жарко

– Вышло за два миллиона, но мы знали: затраты стоят того, – говорит Наталья Позднякова. – Автоматическое поение и кормление цыплят. Режимы освещения, подогрева, вентиляции регулируются компьютером, которому задана программа на все сорок дней откорма. Словом, это огромный шаг вперёд по сравнению с нашим старым птичником, оснащённым клеточным оборудованием. В нём много ручного труда, травмированных цыплят, потери лекарств и витаминов.

На какой срок брать кредит, фермеры тоже определили не сразу, хотя фирма сама называет время окупаемости. У Поздняковых есть реальный шанс вернуть затраты раньше. Они обзавелись собственным комбикормовым цехом, который снабжает хохлаток сбалансированной едой. Разно­образные зерновые и подсолнечник в цех поступают с фермерского поля и лишь 10% белково-витаминных добавок – покупные. В итоге, к примеру, популярный комбикорм «Старт» обходится Поздняковым в 12 рублей за кило, тогда как на рынке его пришлось бы брать за 16-17. Когда объёмы его потреб­ления – десятки тонн, экономия выливается в сотни тысяч рублей.

– Пока мы всё это считали, руководитель нашего допофиса Россельхозбанка Афанасьев каждое утро звонил мне: «Когда возьмёте кредит?» – улыбается Николай Николаевич. – В итоге взяли на три года – с запасом по времени. Но погасим, как всегда, раньше.

Нынешнее жаркое лето показало: фермеры, ставя на оснастку европейского уровня, не ошиблись. Многие частники повесили замки на свои птичники и сидели на бобах. Поздняковы тоже не рискнули сажать цыплят в свой старый корпус, где система вентиляции и охлаждения в нынешнюю жару не справилась бы с бешеными нагрузками, грозя в любой момент умертвить всё стадо. Зато птичник с современной начинкой работал как часы. И собирал в дни отгрузки живого поголовья очереди у ворот.

Словом, сейчас Поздняковы оснащают напольными кормушками и поилками второй корпус, очистив его от остатков зерна. Россельхозбанк без лишних проволочек выдал им очередной кредит. Но фермеры действуют теперь осмот­рительнее. Заявку на заём подают непременно письменно и в двух экземплярах, один из которых, с отметкой банка, забирают себе. Финансисты знают: этих просто так не отфутболишь.

– Где банковская система хорошо отлажена, недоразумения с кредитами, подобные нашим, исключены, – размышляет Наталья Позднякова. – Там банкиры имеют чутьё на деньги и стремятся лелеять курицу, что несёт им золотые яйца. У нас пока, к сожалению, не так. А потому надо быть всё время настороже.

ст-ца Родниковская, Курганинский р-н, Краснодарский край

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Техника
Газета: Газета Крестьянин