Долго ждали. И дождались?
С 7 ноября в 21.30 страна дружно усаживалась перед телевизорами: «Тихий Дон» Сергея Бондарчука.
О предстоящей премьере шумели все каналы, писали все газеты - этот фильм мы ждали пятнадцать лет… И дождались!
Говорят читатели «Крестьянина»
Николай Самсонов, казак, ст. Вешенская:
- Не пойму, зачем этот фильм вообще возвращали? Лежал где-то там, и пусть бы себе лежал. Все в нем переврано! Возьмите свадьбу Григория… Ни одной же песни, только «горько» кричат да водку хлещут. И это казачья свадьба?! Про самого Григория говорить нечего… Он даже саблю держать не умеет. Если ее так держать, недолго и без ноги остаться.
Никогда в наших краях не говорили «шо». Белых простыней тогда не было, и веник просяной позже появился.
Аксинья - красивая кукла. В первой серии - одно с ведрами носится. Будто во всем хуторе только у нее воды нет.
Сергей Зиновьев, полковник милиции,
г. Ростов:
- Я очень ждал этот фильм. Восхищался людьми, которые помогли «Тихому Дону» попасть в Россию. И это, наверное, хорошо, что мы его все-таки смотрим. Но разочарования больше, чем радости.
После фильма Герасимова меня тянуло в Вешенскую, хотелось пройтись по казачьим улицам, поговорить с людьми… И мы с женой поехали. Помню свое ощущение: я - на своей земле. Поймет тот, кто сам такое испытал.
А после этого «Тихого Дона» потянет ли кого-то на казачьи земли? Нет в нем ощущения Родины. Вообще нет главного - нет боли человеческой, нет любви, все наиграно, и не веришь ничему…
Про Григория и Аксинью даже говорить не хочу. Но вот дед Пантелей… Ведь старые казаки - люди неторопливые, обстоятельные. А этот суетливый, несуразный какой-то.
Смонтирован фильм странно - все бегом, быстро: раз, два… А если человек не читал Шолохова? Что он поймет? И захочет ли взять в руки роман?
Владимир Воронин,
заместитель атамана Всевеликого войска Донского,
г.Ростов:
- Нет души. Федор Бондарчук в одном из интервью сказал, что его отца наняли снять этот фильм для Запада. И если они там, на Западе, так понимают русскую душу, мне обидно…
Сергей Иваненко, есаул Всевеликого войска Донского, г. Ростов:
- Оскорбительно, что Григория Мелехова (!) играет «голубой» актер. Уж молчали бы об этом, что ли… Так нет же - трезвонили на каждом перекрестке! Грех сказать, но слава Богу, Шолохов не дожил до такого срама.
Аксинья - красивая женщина, ничего не скажешь. Но какая она казачка?! Замужней женщине с распущенными волосами пройти по станице?! Невозможно такое!
Дед Пантелей - чистая карикатура: то ли цыган, то ли еврей…Никогда казаки не носили жилеток.
Вот собираются казаки на службу - в фильме сел на коня, одна шашка в руках и поскакал.
А где корм для лошади? Не было такого, чтоб налегке в лагеря отправлялись. Куда консультанты смотрели? Или не было их?
Мария Гижа,
директор ДК культуры,
с.Гуляй-Борисовка, Зерноградский р-н,
Ростовская область:
- Это не «Тихий Дон» Шолохова, но посмотреть надо. Конечно, все это больше напоминает маскарад, артисты, как ряженые… И думаю, что Сергей Бондарчук не хуже нас это видел. Но отказаться от начатого дела уже не мог. Судить - оно всегда легко…
Руперт Эверетт:Для меня это был кошмар!
Снятый 15 лет назад на деньги иностранных инвесторов и в расчете на мировой прокат, «Тихий Дон» был немыслим без участия раскрученных западных звезд типа Дельфин Форрест, Мюрей Абрахам... Однако главной приманкой для зрителей должен был стать культовый кинолюбовник Руперт Эверетт, на чьи плечи легла ответственность за центральный шолоховский персонаж - Григория Мелехова.
Самая востребованная звезда Великобритании Руперт Артур Эверетт родился в богатой семье в Норфолке и специализируется на ролях потомственных аристократов. Ланселот и принц Уэльский, короли Карл I и Карл II. Даже скандальная слава открытого гомосексуалиста никак не вредит его «монархической» карьере. Сейчас на счету этого «красавца-мужчины, недоступного женщинам» (так шутят о нем в Голливуде), 40 весьма значительных киноролей.
Эверетт живет в Нью-Йорке. Перестав бунтовать и эпатировать публику, он ведет спокойный образ жизни и души не чает в своем верном друге - лабрадоре по имени Моу. «Этот пес - единственное существо в мире, которое меня понимает, - уверяет актер. - С ним не сравнится ни один мужчина и ни одна женщина».
- Как вам работалось в «Тихом Доне»?
- Когда я получил это предложение из далекой России, то очень удивился. Мне казалось, я совершенно не подхожу для роли лихого донского казака Мелехова. У нас с ним нет ничего общего. Я был, вероятно, самым странным выбором для «Тихого Дона». Хорошо понимаю, что эта роль - мечта любого русского актера, но для меня это был кошмар. Во всяком случае, поначалу. Прочитав роман, причем не один раз, я все равно не знал, как подступиться к этому образу. Но сниматься согласился. Шел 1991 год. Советская эпоха уходила, уступая место непонятно чему. Но я замечательно проводил время, общаясь с Сергеем Бондарчуком и его женой. Бондарчук был чрезвычайной личностью, очень темпераментным человеком. Он мог быть и невероятно обаятельным, и очень жестким, даже невежливым. Но мне нравилось всё: и работать на «Мосфильме», и жить в московской квартире. С тех пор у меня здесь осталось много друзей, которых я время от времени навещаю, а они ездят в гости ко мне в Нью-Йорк.
- А были какие-то неприятные моменты?
- Было всё: и смешное, и горькое. Помню, когда мы ехали на поезде, который так прямо и назывался «Тихий Дон», в вагоне-ресторане нам подавала остывший обед странная женщина. У нее не хватало нескольких передних зубов, зато на ногтях был длинный маникюр. На юге России, где проходила часть съемок, меня поселили в хижине одной женщины. По вечерам туда сходились со всей округи старики с железными зубами посмотреть на живого Григория Мелехова. Ни до, ни после этого ни в одной стране мира я не видел таких пьянок. Когда вернулся домой, казалось, моя печень просто отмерла, а похмельный синдром преследовал, наверное, с полгода...
- По-вашему, «Тихий Дон» как проект удался?
- По-моему, фильм у Бондарчука получился интересным. Жаль, что итальянцы столько лет его не выпускали. За это время он уже успел бы заработать в мировом прокате огромные деньги.
Слово профессионалам
Юрий Харламов, сценарист, драматург,
поэт, с.Генеральское, Родионово-Несветайский
р-н, Ростовская область:
- Думал, что две такие могучие силы, как Шолохов и Бондарчук, никаким итальянцам не одолеть. Я ошибся: нет фильма, нет героев, нет Шолохова. И Бондарчука - нет. Жаль… Жаль молодежь, которая не читала романа, не видела прекрасных фильмов Бондарчука, а теперь посмотрит этот странный «Тихий Дон»… Искаженное представление о литературе, о настоящем кино.
Александр Обертынский,
председатель правления Донского союза кинематографистов,
г.Ростов:
- Сергей Бондарчук согласился на предложение итальянцев снимать «Тихий Дон» в трудную минуту жизни. В России у него не было работы, и ему пришлось выполнять требования иностранцев, давших деньги на съемку. А этим людям не было никакого дела до Шолохова и Бондарчука, они хотели понравиться западному зрителю. Так что «Тихий Дон», который нам сейчас показывают, не для нас делался. Но тому, кто не знает России и казачества, глядишь, такое странное зрелище придется по душе…
Николай Гусаров, кинорежиссер,
г.Москва:
- Как будто плохой художник сделал иллюстрацию к книге. Почему Мелехов без усов? Для казака это был позор, если у него усы не росли, такого называли «казак с бабьим лицом». Почему в фильме у казаков фуражки на левую сторону, а чуб - на правую? Все должно быть наоборот.
Борис Шапиро, кинооператор,
г.Москва:
- Аксинья ни по внешним данным, ни по игре не воспринимается как казачка. Казачки - это крупные, статные женщины, а тут щуплая ухоженная француженка… Все эти костюмы, мазанки - плохая декорация, карнавал! У них даже трава под плетнем не растет! Единственное, что им не удалось подделать, - это сам тихий Дон. В остальном все неправда. Я не знаю, кто в этом виноват, но мне очень обидно за большого мастера Сергея Бондарчука.
Элина Быстрицкая,
«Аксинья» из фильма Герасимова:
- Никаких резких оценок я давать не буду и не хочу обсуждать работу своих коллег-актеров и режиссера. Но от этого фильма ждала большего. Местами мне было интересно - в этой версии появились подробности, которых не было в нашем фильме. А в создании масштабных сцен Бондарчук всегда был силен. Причем здесь все - и скачки, и бои - сняты без компьютерных эффектов, вживую. По нынешним временам - редкость… Но, на мой взгляд, монтаж не очень хорош. И то, что оператор, композитор и художник - иностранцы, чувствуется. Я не верю, что колорит казацкой жизни могут передать европейцы.
Мы предлагаем всем, кого взволновала новая картина, высказаться. Пишите! Мы опубликуем вашу точку зрения.
Борис Щербаков не хочет вспоминать «Тихий Дон»
Актер Борис Щербаков, сыгравший в фильме Сергея Бондарчука «Тихий Дон» Степана Астахова, признается, что смотреть этот фильм у него нет ни времени, ни желания.
- Не умеют голливудские актеры играть, - вздыхает артист. - У них каждый шаг размерен, каждая интонация просчитана, а души не хватает. Зато высокомерия и заносчивости хоть отбавляй… И вспоминать не хочу.
К слову, из всего актерского состава «Тихого Дона» у казаков нет претензий только к Борису Щербакову и Владимиру Гостюхину: «С виду - казаки, играют здорово, а уж как дрались…»
Сам Щербаков, доведись ему ставить фильм, выбрал бы на роль Аксиньи Анну Самохину.
- Она гораздо лучше француженки сыграла бы казачку. Анна красивая, темпераментная, азартная!
Французская «Аксинья» обиделась
Актриса Дельфин Форрест, сыгравшая Аксинью, считает критику фильма несправедливой: дескать, нечего придираться, и небольшие огрехи во внешнем виде героев и предметах быта не должны отвлекать внимания от мастерской игры актеров.
- Такой фильм приняли без восторга?! - поражена западная звезда.