Шевелитесь, старики!

Чтобы отремонтировать многоквартирный дом, жильцам-пенсионерам предлагают создать кооператив и скинуться на проект.

«В нашем восьмиквартирном доме путёвого ремонта ни разу не было. Жильцы, как могли, чинили неполадки сами. Но всему есть предел: даже снаружи по стенам поползли толстые щели. «Расплакалась» крыша. Работники ЖКХ обещали помочь, но так всё и заглохло. А мы уже и побаиваемся жить в доме… Говорят, чтобы наша двухэтажка попала в областную программу капремонта, надо создать кооператив, выбрать председателя. Может, оно и правильно. Да только старики мы… Не до председательств!»

Это выдержка из письма Николая Романовича Самсонова, ветерана и инвалида Великой Отечественной войны, всю свою жизнь проработавшего на угольной шахте недалеко от посёлка Таловый Ростовской области. Помимо него в двухэтажке (переулок Театральный, 7) осталось всего пять жильцов. Почти все – пенсионеры.

– Эта трещина появилась несколько лет назад. Пытались сами замазывать, да что толку от наших наляпышей? – указывает Николай Романович на солидную расщелину прямо по центру боковой стены и поглаживая тонкую «змейку», раскрошившую кирпичи рядом, добавляет: – А вот эта – свежая, расползётся с дождями... На моей памяти капремонта не было: только крышу чуть подправили, небольшие дыры снаружи подлатали. Но опорная стена уходит в сторону, из-за неё всё может рухнуть.

– А вы пройдите внутрь. Увидите! – приглашает супруга Николая Ивановича Нина Константиновна.

Выстраданный уют

В чистом подъезде пахнет сыростью. В окно на лестничном пролёте свободно льётся солнечный свет, щедро озаряя растрескавшиеся стены.

Экскурсия начинается с квартиры Валентина Моисеенко. Жильё досталось ему от родителей. Хозяин неделями пропадает на заработках в Краснодарском крае – в шахтёрском посёлке работы нет.  В коридоре, там, где протекала по швам вода, остались грязные жёлтые пятна. На стыке потолка и стены – бахрома монтажной пены.

– У парня ещё и печка в квартире. Газа нет, – вступает в разговор Нина Константиновна. – Можете представить, что тут зимой делается?

– Похоже, проще продать, чем довести до ума? – вопросительно смотрю на владельца.

– БТИ оценило эту трёхкомнатную квартиру в 70 тысяч рублей. Но и за эти деньги её никто не купит, – получаю ответ.

В квартире напротив газ есть. Оставшихся жильцов обрадовали «голубым топливом» ещё в 2007 году. Они до сих пор готовы на трубу молиться – хоть дрова с углём не таскать!

Хозяйка – вдова шахтёра, Евгения Петровна Баранова, живёт здесь с того первого дня, как дом сдали жильцам. По словам местных жителей, это было ещё в середине пятидесятых.

– Домики стояли в голой степи, когда мы сюда приехали. Расселили здесь работников шахты «Юбилейная», жизнь кипела... – вспоминает пенсионерка и, задумавшись, добавляет: – Так и смотрю, где подклеить! Но как красоту ни лепи, основа-то рушится. Выстраданный уют!

Ещё одна одинокая обитательница дома на Театральном, которую соседи ласково называют «наша Марго», переехала в Таловый пару лет назад.

– Смотри сюда, дочка! – пожилая женщина вышла на середину комнаты и слегка притопнула ногой. В серванте вздрогнула посуда. Топнула ещё раз – всё вокруг закачалось. – Вот так и живу, дочка! Так и живу!..

Власти знают. А толку?

Как живут люди в шахтёрском доме, знают и местные управленцы, и коммунальщики. Начальник территориального отдела по работе с населением Игорь Медведев поясняет:

– Проблемы накатываются одна за другой, как снежный ком! На моём участке 12 домов – претендентов на капремонт, но в этом году повезло получить финансирование только одному.

Начальник участка ООО «Рембытсервис» (управляющая компания, к которой относится и дом на Театральном, 7) Наталья Фомина признаёт: состояние жилья плачевное:

– По фасаду – трещина, кровлю надо ремонтировать, цоколь – тоже. Надеялись, что попадём под финансирование в этом году, но пролетели.

– Жильцы говорят, что платят за обслуживание дома: содержание квартиры – 133 рубля 93 копейки, ремонт – 236 рублей 56 копеек. Куда уходят их деньги? – интересуюсь у Фоминой.

– На эти средства мы дымоход прочистим и поставим металлические двери в подъезды.Что ж! Хорошая дверь – вещь полезная: может спасти от хулиганья, но не от зимнего холода и слякоти.

– Не травите душу! – выплеснула эмоции сотрудник шахтинского ЖКХ Елена Моисеева. – У нас таких домов не один и не два. В программу капремонта попадают те, кто на месте не сидит, документы готовит. А у таловцев ничего нет. В текущем году на разработку проектов область не выделила ни копейки, а наш бюджет – дотационный.

– Да какие там проекты?! В доме, считай, одни старики остались...

– Понимаю, но есть только два пути. Либо ждать, когда в области появятся средства, либо собирать деньги с жильцов, заказывать проект, оплачивать госэкспертизу. И это они должны делать сами.

Ни денег, ни энергии...

Елена Моисеева пояснила: 183-й Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» предполагает финансирование ремонтных работ из четырёх источников: Фонда содействия реформированию ЖКХ, областного бюджета, бюджета города и из кармана самих жителей. При этом жильцы должны оплачивать только пять процентов от стоимости всех работ. Кроме того, создание кооператива или товарищества собственников с открытием банковского счёта и т. д. – строго обязательно. Областная адресная программа «Капитальный ремонт многоквартирных домов на территории Ростовской области в 2009 году» выдвигает целый ряд условий – вполне демократичных для людей относительно молодых и энергичных, подкованных в правовых вопросах. Но если этой энергии уже нет и денег не хватает, а у местных властей в кошельке тоже дыра, то рассчитывать на помощь особо не получается.

Есть в программе и пункт о формировании «резервного» списка: речь идёт о тех домах, которые уже выхлопотали все документы и теперь терпеливо стоят в очереди. Они – претенденты №1 на ремонт в следующем году. Двухэтажки на Театральном, 7, в этом списке, судя по всему, нет...

* * *

Жилищно-коммунальные проблемы, что дикий терновник: запутаться – на раз- два! И царапают выводы: какими бы хорошими не были федеральные законы и областные программы, для конкретных пенсионеров из посёлка Таловый капремонт их дома – та самая груша, до которой своими силами не дотянуться. И все им сочувствуют, но твердят: кооператив, проекты, сборы денег... А тронь чуть против шерсти, указывают: нечего, мол, сидеть и ждать, когда готовенькое подадут, шевелиться надо. Но пенсионеры ведь не скандалят, не жалуются, понимают, «что родной стране и без того проблем хватает». И возникает вопрос: почему эти люди, которые всю свою жизнь работали, на долю которых выпала война , «должны шевелиться»? Неужели это больше некому сделать, кроме как ветерану войны Николаю Романовичу Самсонову на 84 году своей жизни?

Выразить свое отношение: 
Теги: общество
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин