«СтопХам», «Оккупай-педофиляй» и другие

Незарегистрированные общественные движения - проблема общества или его спасение?

В последнее время все чаще появляются незарегистрированные общественные движения с разной направленностью, но все с идеей помощи обществу в искоренении людских пороков, таких как алкоголизм, курение, эгоизм, проявляющийся в парковке машин в не предназначенном для этого месте, педофилия. В Ростове это «Трезвые дворы», «Лев против», «СтопХам», «Оккупай-педофиляй» и другие. Такие движения довольно быстро распространяются, к примеру «Трезвые дворы» есть уже в ста городах России. Почему это происходит? Ведь зачастую, согласно комментариям в социальных сетях, интернет-сообщество негативно относится к таким организациям:

«Это ненормально, когда непонятные личности подменяют органы власти, этим должна заниматься полиция», - пишет пользователь Dasdamir на одном из форумов об «Оккупай-педофиляй».

«Показушничают, а не активничают!» – считает Mimiministry в обсуждении «СтопХама».

«Если пиво спрятать в пакет, то от этого оно водой не станет! По теме - одни дебилы гоняют других... Гражданская позиция у них! (По сути, накачанные мышцы)», - пишет Duhastovich о «Трезвых дворах».

Очень многие считают, что их деятельность – это самоуправство, вторжение в частную жизнь и вовсе ненужная активность: этим должны заниматься правоохранительные органы. А, возможно, и кто-то еще?

Максим Марцинкевич — идейный вдохновитель движения «Оккупай-педофиляй»

 

Но движения, несмотря ни на что, только набирают ход.

- Я не безразличен к будущему нашего поколения: не хочу, чтобы курящие люди травили проходящих мимо людей, в первую очередь детей и женщин, - рассказывает руководитель проекта "Трезвые дворы" в Ростове Владислав Золотов. - Трезвые дворы как общественное движение появились несколько лет назад по всей России: сначала в Челябинске, затем и в остальных крупных городах. Идея создания регионального проекта появилась у меня и моего друга Максима.

По словам Владислава, их методы – это лишь вежливые просьбы и знание закона; в случае особо агрессивных граждан они привлекают сотрудников полиции. Результат - человек тушит сигарету или же утилизирует алкоголь.

Они также плотно сотрудничают со «СтопХамом» и «Львом против». Что касается последней организации, то это также движение против курения и распития в общественных местах, но в отличие от «Трезвых дворов», проводящих рейды во дворах и на детских площадках, данная организация работает в общественных местах.

- Проект «Лев против» появился чуть более полугода назад, - говорит его руководитель Степан Головатов. - Как-то шел по вокзалу, обратил внимание на обстановку. А она не самая благоприятная: кто курит, кто пиво пьёт.

- Да, конечно, очень многие считают, что мы ничего не делающие, не работающие, одинокие парни, которым нечем заняться, - вступает в диалог Владислав, - но это не так: общественной деятельностью мы занимаемся в свободное от работы и других дел время. Насчёт закона. Многие люди доказывают нам, что мы не имеем права снимать и вообще этим заниматься, просят удостоверения.

Кстати, что касается закона, тут двоякая ситуация. Статья 152.1 Гражданского кодекса, предусматривающая охрану изображения гражданина, не запрещает получения таких изображений, если дальше они не станут доступными неограниченному кругу лиц без согласия того, кто изображен на фотографии.

Тут сразу кажется, что «Трезвые дворы» и «Лев против» нарушают закон, ведь они выкладывают в интернет результаты своей работы, явно не получая на это никакого согласия. Но и здесь есть лазейка. Статья имеет исключения, одно из которых о том, что использовать чье-либо изображение можно, если оно используется «в государственных, общественных или иных публичных интересах». А ведь организаторы движений как раз считают, что их деятельность в общественных интересах.

Организация «СтопХам» так же, как и предыдущие, по словам создателей, появилась на основе неравнодушного отношения к проблемам общества и только. Но так ли это?

- У любого подобного движения есть источник финансирования и определенная выгода для спонсоров, так как они уже начинают влиять с помощью движений на общественные устои, - считает эксперт в сфере социальной психологии Игорь Летучий. - Для этого находится актуальная тема, которая беспокоит определенное количество людей во всех городах, начинаются вкладываться деньги, и люди начинают объединяться и следовать идее, свято веря в нее.

В Ростове-на-Дону активисты «Оккупай-педофиляй» задержали сотрудника ДГТУ

 

Организаторы всех опрошенных нашим корреспондентом движений единогласно говорят, что их никто не финансирует, услуги оператора и другие затраты оплачивают из своего кармана. Тем не менее, в группе в «Вконтакте» общественного движения «СтопХам» есть «тема» о продаже производимых ими наклеек. И судя по комментариям, обличающие наклейки пользуются спросом. Цена одной – 110 рублей. А берут в среднем сразу по несколько наклеек, порой даже до десяти за раз. Кроме того присутствует такая «тема» как «Финансы». Там указан номер Яндекс-кошелька, а ниже фамилии тех, кто перечислил что-то, число и сколько перечислено. Заявлено, что деньги собираются на наклейки. Правда, тех, кто занимается такой благотворительностью, немного, и максимальная сумма – 500 рублей. Но все же, зачем организаторы говорят о финансово-независимом состоянии движения?

О появлении данного феномена в обществе рассказал кандидат социологических наук, доцент, заместитель директора Института социологии и регионоведения ЮФУ по научной работе и экспертной деятельности Антон Сериков, специализирующий в таких научно-теоретических сферах, как молодежный экстремизм, социология конфликтов, национальная безопасность, этносоциология и региональное развитие.

- С точки зрения социологии, тут сходятся несколько тенденций, - говорит Антон Сериков. - Во-первых, население России по свидетельству многочисленных опросов нуждается в такой категории, как «справедливость». Начиная с 90-х гг. дефицит именно этого чувства остро ощущают все слои населения. Люди зачастую видят свое неравенство перед законом, перед распределением благ и т.д. Кроме этого, они фиксируют, что правоохранительные системы и институты, которые должны гарантировать справедливость и контроль за исполнением законов, не всегда справляются с этой работой. Здесь включается новая тенденция современности – тенденция к самоорганизациям. Именно благодаря им в свое время получила распространения практика ТСЖ, которые уставали от произвола в сфере ЖКХ и сами начинали заниматься благоустройством своих домов.

Антон Сериков говорит о том, что, например, движение «СтопХам» родилось в одной из острейших тем современности – законность в соблюдении правил дорожного движения. Эта сфера является достаточно тяжело контролируемой, коррумпированной и конфликтогенной (на бытовом уровне). Поэтому она и стала плацдармом для возникновения нового общественного движения и даже не одного. Молодежь является главной мобилизационной силой подобных движений из-за своего возраста. Она мобильна, энергична, для нее еще не существует авторитетов, она более смелая и экстремальная, по мнению исследователя. Кроме этого, именно молодежь острее всего воспринимает чувство справедливости.

Сам Сериков к подобным движениям относится позитивно: «Добровольные, волонтерские организации нужны. Было бы неплохо, если бы больше молодежи направляли свою энергию в позитивное, социально-ориентированное русло. Однако самая большая опасность состоит в том, чтобы они сами не повторяли ошибок тех, с кем борются. Необходимо строго следовать букве закона и не нарушать его. Как только эти движения начинают преступать закон в своей борьбе, они тут же превращаются в то же самое зло, которому противостоят».

«Деятельность таких организаций можно рассматривать как «Самоуправство» (УК РФ ст. 330), - комментирует юрист-консультант Александра Степанченко, - а порой также как «Оскорбление» (КоАП ст.5.61)».

Действительно, организация «Оккупай-педофиляй» унижает честь и достоинство пойманного ими лица в неприличной форме (надписи на лбу) и публикует фотографии в интернете.

Заявлений в суд на участников организации «Оккупай-педофиляй» за время ее существования, по словам организатора, не поступало. К другим общественным организациям судебных претензий также не было. Один раз участников «СтопХам» забирали в полицию. Однако быстро отпустили.

Зачастую в таких организациях участвует именно молодежь. Может быть, этими движениями должны заниматься такие структуры, как Комитет по молодежной политике Ростовской области и отдел по делам молодежи Ростова-на-Дону?

Председатель комитета и начальник отдела не дали ответа на поставленный вопрос. Однако, по словам сотрудника отдела по делам молодежи Алексея Катрана, их структура никогда не сталкивалась в работе с подобными организациями.

- И вроде бы, названия знакомые, но ничего конкретного про них на ум не приходит, - говорит Алексей Катран.

На вопрос, не считает ли он, что отдел должен как-то заниматься такими движениями, контролировать, последовал ответ о том, что это в компетенции начальника.

- Но лично я не считаю, что наш отдел из пяти человек должен кого-то контролировать, - отвечает сотрудник. - Контролировать их должен уголовный кодекс и этические нормы. А если таких организаций будет 30-40? Как их контролировать? Здесь нужен механизм, принцип, а не человеческие ресурсы, которых всегда не хватает.

Влияет ли на появление незарегистрированных общественных движений финансовый или психологический факторы, так или иначе, стоит задуматься, почему у нас в обществе появляется такая форма гражданской инициативы. Не виноваты ли в какой-то степени мы сами? На мой взгляд, если только госорганы с проблемами не справляется, то привлечение на их решение самого общества не есть плохо. В таком случае, важно лишь, чтобы подобные организации взаимодействовали с государственными органами. Иначе, судя по нынешнему положению, их деятельность будет или ни к чему не приводящей или незаконной.

Анастасия Витвицкая

Фото: wikipedia.org, ria.ru, progorodsamara.ru

 

Выразить свое отношение: