«Музей – это вложение в культуру»
25 октября 2014 в Таганрогском военно-историческом музее случилась трагедия: по неустановленным причинам часть здания воспламенилась и все экспонаты уничтожил огонь.
Частный музей – гордость Ростовской области – сгорел дотла, но его создатель Игорь Гаркуша не теряет оптимизма. Он уверен, что экспозицию можно не просто воссоздать, но и сделать еще лучше. О том, каким был музей и почему его важно восстановить, Игорь подробно рассказал в интервью «Kr-news».
– Как получилось, что вы создали военно-исторический музей?
- С детства у меня была любовь к технике, особенно к старинной технике. В семье был 401-й москвич, я собирал маленькие копии автомобилей, в масштабе 1:43. Позже, в 2000-х годах, я снова увлекся старинными автомобилями – уже в масштабе 1:1, то есть настоящими. С годами у меня появилась целая коллекция советского и немецкого автопрома, которую можно было показывать людям. В какой-то момент я понял, что музей в виде просто большого гаража будет не очень интересным. Перед глазами был пример нашего маленького музейного уголка в офисе компании «ЮГ — Художественная ковка». Там стоят пулемет Максим, ППШ, трехлинейка, и люди засматривались на увиденное. Мне захотелось увеличить, расширить коллекцию. Постепенно из маленькой коллекции возник музей, которым я мог гордиться, и, как люди говорят, могли гордиться город, область и страна в целом.
- Что показывал своим посетителям музей? Каков был временной охват?
- Основную часть музея составляли экспонаты, которые было проще и легче достать, приобрести, купить, поменять и так далее. То есть в большинстве своем это артефакты Великой отечественной войны – музей открывался к 65-летию Победы. Мы провели почти 10 лет в поисках, поездках. Мы постоянно искали новые орудия, так что к 70-летию Победы количество экспонатов увеличилось практически вдвое. Музей был ограничен 246 квадратными метрами. Было бы больше пространства – мы могли бы растянуть экспозицию на тысячу квадратных метров, и люди смогли бы несколько дней гулять и все изучать.
Также была представлена Гражданская война, вооружение примерно с 1850-х годов, ну и был небольшой уголок 50-х и 60-х годов XX века, чтобы каждый человек, пришедший в музей, мог просто поностальгировать. Не нравится женщинам война и военные артефакты – они могли прийти, увидеть барабан, пионерские горн и галстук, звездочки, партийные билеты и просто вспомнить свою молодость.
- То есть экспозиция была рассчитана больше на старшее поколение, которому все это знакомо?
- В основном – да. Это знакомо, это воспоминания о детском счастье, это положительные эмоции, которых становится всё меньше в наше непростое время.
С другой стороны, мне хотелось поучаствовать и в воспитании подрастающего поколения. Дети, может быть, прочитают книжки про Великую отечественную войну, что-нибудь поймут, придут в музей и увидят всё своими глазами. Мы давали детям и подросткам подержать оружие времен войны – это дорогого стоит, это действительно запоминалось.
- Много людей посещало музей?
- Да, много. Пиковая посещаемость музея приходилась обычно на 23 февраля и 9 мая, и, за счет того, что летом в Таганрог приезжают отдыхающиее, много людей приходило летом. Правда, нынешнее поколение, грубо говоря, отошло от культуры: библиотек, театров... и от музеев тем более.
- То есть музей был вашим вложением в культуру и доходов выставка военной техники не приносила?
- Музей не был коммерческим проектом. Сначала мы собирались сделать его совершенно бесплатным, но приходили некоторые, скажем так, некультурные люди с пивом, которые ломились в бесплатный музей. Как только сделали вход платным, они стали пересчитывали цену билета на цену на пиво и больше сюда не шли. Соответственно, мы отсекли таким образом нежелательных посетителей, потому что содержать охранника и тому подобное за свой счет накладно. Верно вы заметили, музей – это вложение в культуру, культуру страны и города через сердца и души людей.
финансовые вливания, которые были от билетов и экскурсий, были ничтожно малы. Я сам, по крайней мере, не знаю музеи, которые могли бы жить на самоокупаемость, потому что вкладываешь очень много, а получаешь прибыль минимальную. Мы не сравниваем с Лувром, в который свозились страной многомиллиардные по стоимости коллекции, они приносят какую-то прибыль. Здесь совершенно другое: во всем мире и в нашей стране все музеи дотируются государством, меценатами и спонсорами, которые обеспечивают существование этих музеев. Здесь же приходилось все делать за свой счет.
- Администрация Таганрога агитировала людей на финансовую помощь в воссоздании музея. Это как-нибудь повлияет на его статус частного музея?
-Нет, это никак не повлияет. Ты сначала зарабатываешь имя, а потом имя работает на тебя. Люди понимают, что они могут вкладывать свои личные средства, потому что последние не будут растащены и разворованы, будут вложены именно в благое дело, в культуру подрастающего и будущего поколений. Но, к сожалению, обвал рубля и рост курса доллара привели к тому, что финансирование просто прекратилось, и с ноября 2014 года от страны и от наших жителей мы не получили почти никаких средств. Люди напуганы тем, что происходит, им нужно смотреть в свой завтрашний день.
- К какому времени вы планируете заново открыть музей?
- Планировать тут весьма сложно. Хотелось открыть к 9 мая, то есть к 70-летию Победы, но те миллионы рублей, что были затрачены в течение десяти лет на строительство помещения и покупку экспонатов, сейчас собираются заново. Посмотрим, как оно пойдет дальше.
Светлана Бунякина
P.S.: Игорь Гаркуша продолжает сбор средств на восстановление музея. По данным на 2.05.2015, собрано 1 787 350 рублей.