В Ростовской области подвели первые итоги муниципальной реформы
На Дону уже назначены по новой схеме 29 из 55 глав муниципальных администраций, рассказал на встрече с журналистами заместитель губернатора Ростовской области Александр Ищенко. Еще несколько кандидатур определятся в апреле и сентябре. Полностью реформа завершится в регионе в 2019 году, когда истекут полномочия последних глав администраций, избранных по старому порядку.
Очередной виток муниципальной реформы в России стартовал 27 мая 2014 года, когда федеральный центр дал регионам право самим определять порядок формирования органов местного самоуправления. Ростовская область воспользовалась им, приняв два соответствующих региональных закона. Согласно им, главы администраций городов и районов (исполнительная власть) теперь не избираются на прямых выборах, а назначаются представительным органами (гордумы и районные собрания депутатов) по результатам конкурса, напомнил журналистам Александр Ищенко. Сами представительные органы так же избираются не напрямую, а делегируются из числа депутатов более низкого, поселенческого уровня.
Предварительные итоги
Первым по новой схеме был назначен в сентябре 2014 года глава администрации Азова — 44-летний Игорь Щипелев. Следующим «наемным» руководителем стал бывший вице-губернатор Сергей Горбань, он возглавил администрацию Ростова-на-Дону. Самая широкая волна назначений прошла в марте 2015 года — по словам Александра Ищенко, уже 29 из 55 муниципалитетов определились со своими кандидатурами.
- В 15 из них на должности глав назначены действующие руководители, - рассказал замгубернатора. - В остальных новые люди. Средний возраст глав снизился с 54 до 51 года. Каков кадровый состав назначенцев? Среди них, к примеру, два главы поселений стали главами районов. Семь человек — бывшие работники районных администраций. Один человек пришел из бизнеса, правда, он бывший чиновник. Двое — из областных органов власти: в Волгодонске и Пролетарском районе (экс-глава регионального департамента потребрынка Андрей Иванов и экс-начальник Орловского межрайонного отдела Минприродных ресурсов и экологии Ростовской области Сергей Гончар — прим.ред.). Константиновский район возглавил представитель казачьего движения... В общем, кадровый костяк сохранился, но произошло главное — на районный уровень пришли депутаты и главы поселений. Те, кто работает непосредственно с людьми и знает повседневные проблемы каждого населенного пункта. Они получили возможность формировать бюджет, принимать районные решения.
Примечательно, что в обновленный список назначенцев попала только одна женщина, руководитель администрации Дубовского района Нина Кириллова.
По словам Александра Ищенко, политические симпатии представителей исполнительной власти на местах остались прежними, 27 из 29 глав — сторонники или члены «Единой России».
Зато слегка изменился состав районных собраний депутатов. Их общее количество уменьшилось с 5257 до 4665 человек, а к числу народных избранников добавились 11 представителей непарламентских партий (Яблоко, «Родина», «Патриоты России» и др.). Представительство КПРФ и ЛДПР увеличилось — с 17 до 19 человек и с 4 до 7 соответственно, но потери понесла «Справедливая Россия»: общее число районных депутатов от этой партии снизилось с 26 до 22 человек.
- Важной задачей реформы было приближение партийной системы к тому уровню власти, на котором обсуждаются важные для людей решения, - прокомментировал Александр Ищенко. - Судя по последним десятилетиям, активность партий проявляется, в основном, на выборах федерального или регионального уровня. Как только переходим на районный, она падает в разы. Причем оппозиционные партии не то, чтобы не избираются, они даже не выдвигаются на муниципальных выборах! Новый шанс выстроить систему своего представительства оппозиция получит в декабре 2016 года, когда одновременно пройдут выборы депутатов Госдумы и депутатов сельских и городских поселений. Это будет экзамен для партий, показать свое желание работать с людьми. Все остальное — политическая трескотня и демагогия.
Проблемы
Как утверждает замгубернатора, проводимая реформа вновь обострила давнюю проблему муниципального управления — кадры. Почти полсотни действующих глав поселений не имеют обязательного теперь высшего образования. Когда их полномочия закончатся, людям придется либо доучиваться, либо искать другую работу. Найти профессионального, опытного и, конечно, честного управленца — большой труд, утверждает Ищенко.
- Сегодня сфера управления кадрами переживает те проблемы, что были заложены еще в 90-е годы, когда разрушилась советская партийная система подготовки, - говорит замгубернатора. - А новая только формируется, поскольку мы живем в период переходного государства. У нас подавали заявления на конкурс около 140 кандидатов. Но в некоторых территориях мы просто упрашивали людей: «Ну, подайте документы!». Мы же не можем заставить людей выдвигаться. При этом надо понимать: ни одно образовательное учреждение России не выпускает сейчас готовых глав администрации.
Помочь в решении этой проблемы должна специальная подготовка. После назначения все главы администраций пройдут курс обучения в ростовском филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
- Сейчас мы договариваемся о том, чтобы этот курс был не общим, какой для всех читается, а модернизированным, со своей спецификой. Чтобы учителями глав были не только специалисты в области права и экономики, но и люди, имеющие реальный опыт работы, - комментирует Ищенко.
Какие результаты уже сейчас дала реформа? Как уверяет замгубернатора, переход к «назначительной» системе позволил муниципалитетам сэкономить на отмене выборов до 150 млн рублей. С у четом всего цикла проведения избирательной кампании экономия может составить от 350 до 500 млн рублей.
- Мультипликативный эффект будет также от сокращения аппарата, а еще из-за отказа большинства территорий от работы руководителей представительных органов на постоянной основе. Это существенно, - говорит чиновник.
Кроме того, новая система укрепляет взаимодействие между поселенческой и районной властью, уверяет он. Ранее, согласно ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» поселения и районы не были соподчинены. Юридически глава района за ситуацию в поселениях не отвечал. При этом ресурсы находились в основном, на районном уровне, а проблемы — в поселениях. Теперь правовая взаимосвязь появилась, считает Александр Ищенко.
- Новый закон стимулирует районную власть учитывать интересы поселений при принятии решений, - говорит он. - В качестве примера приведу Зерноградский район, где в течение пяти лет шел вялотекущий конфликт между районной властью и поселениями. Руководители работали по принципу: видим закон, но не видим проблемы. Такой подход лишает поселения возможности развиваться. А район принимает решения, оторванные от потребности людей.
Закрыть оппозицию
- Я не могу оценивать все территории, где прошли назначения, но скажу о Неклиновском районе, который мне близок, - прокомментировал первые итоги муниципальной реформы депутат фракции КПРФ Заксобрания Ростовской области Игорь Беляев. - Коммунисты не выставляли кандидатуру на конкурс в этом районе, потому что не было подходящих руководителей. Какой смысл делать это просто так, не желая победить? Человека нужно готовить, чтобы он прошел отбор, требования сейчас достаточно серьезные. Но в результате конкурса все равно победил достойный кандидат, хоть он и «единоросс» (экс-замглавы района Василий Даниленко — прим.ред.). Что касается работы «на земле», с людьми, то господин Ищенко лукавит — Наша партия всегда тесно работала с людьми. Нынешняя система снижает возможности оппозиционных кандидатов занять пост главы района или местной администрации. Для этого нужно получить большинство в представительном органе, а такое маловероятно.
Депутата от фракции КПРФ поддерживает и коллега из «Справедливой России».
- Будем честны — никаких реальных конкурсов нет, - продолжает утверждает руководитель фракции «СР» в донском парламенте Сергей Косинов. - Все известно заранее, побеждает тот, кто согласован с областью и получил благословение губернатора. Надо было сразу назначать глав и не дурить людям голову. Оппозиционных депутатов «опускают» на низовой уровень и закрепляют там. Уровнем выше поднять им очень сложно — не даст админресурс. Да и посмотрите, кто становится депутатами в районе? Половина состава выбирается из числа глав поселений. То есть, по сути, исполнительная власть подменяет собой представительную. Происходит смешение ветвей, вот что страшно. Чиновники, по сути, выражают интересы людей.
- Я участвовал в конкурсе недавно, - поделился впечатлениями экс-кандидат на должность главы одного из донских муниципалитетов. - И могу сказать, что победитель конкурса был известен заранее, ему помогали. Из 30 вопросов теста на профподготовку он ответил верно на все 30. Это невозможно! Он раньше не работал в муниципальном управлении. К чему тогда эти разговоры о свободном конкурсе? Вертикаль власти сохраняется и здесь, а независимым кандидатам пробиться почти нереально.
Тимур Сазонов