Ростову нужно выбрать: развивать метро или наземный транспорт

Ростову нужно выбрать: развивать метро или наземный транспорт

Эксперты говорят, что оба проекта по стоимости примерно равны

12 марта в Ростове-на-Дону в медиацентре «МедиаС» состоялся круглый стол на тему «Городской рельсовый транспорт: мифы и реальность». Обсуждение проблемы свелось к необходимости принятия городскими властями концепции развития транспортной системы, упор которой должен сделаться либо в сторону развития метрополитена, либо наземного общественного транспорта.

Поводом для разговора послужила недавняя ситуация с трамваями на улице Станиславского, по которой было решено сохранить движение этого вида транспорта. Главный инженер проекта ОАО «РостовГражданПроект» Ян Кокин дал характеристику его состояния.

«В Ростове ранее была хорошо развита трамвайная сеть, но за период НЭПа половина из нее ушла. Были убраны западное и северное направления по экономическим соображениям: дорого развивать, легче убрать. Сегодня восстановить их необходимо — это не только экологически чистый транспорт, но и наиболее надежный, потому что у него выше пропускная способность и скорость движения».

Руководитель группы НКП НПО «Южно-Российский градостроительный центр» Сергей Трухачев, напротив, считает, что он достаточно затратный, и имеет смысл только тогда, когда окупается за счет большого потока пассажиров. Сегодня в вагоне можно увидеть в среднем 12 человек. По его мнению, в трамвайном движении есть смысл, когда оно устроено на обособленной полосе, если рядом нет автодвижения. В пример привел проспект Нагибина и улицу Горького, где автомобили вытеснили трамваи.

«Сегодня мы живем в концепции автомобильного города. Такая система сложилась на волне активного развития автопрома в США и западных странах в 30-е годы. В 60-е они от этого стали уходить, решив проблему транспорта больших городов за счет системы общественного», - пояснил Сергей Трухачев.

Зашла речь также о ростовском метро. По мнению Трухачева, нужно решить, какую комплексную транспортную систему мы выберем для города. Либо построим метро и приостановим развитие наземного транспорта, либо изменим все на земле: будем строить развязки, новые дороги, развивать общественный транспорт, закупая новые трамваи, троллейбусы, автобусы. По его словам, метрополитен в Ростове возможен, но наш город очень компактный и плотно застроенный, поэтому острой необходимости в нем нет. В Казани, например, метро долгое время не работало, пока не убрали альтернативные автобусные маршруты.

Активист общественной организации «Фабрика городской среды» Михаил Векленко сообщил, что первая ветка ростовского метро может обойтись в 75 млрд рублей и спросил, может ли город себе это позволить. По его словам, может сложиться ситуация, что вагоны метро будут ходить пустыми, как сегодня трамваи.

Что же касается улицы Станиславского, Ян Кокин рассказал, что по плану предусматривается реконструкция улицы.

«Восстановить возможно, но цена вопроса колоссальная, - пояснил он. - Дело в том, что все сети изношены, система водоснабжения старая, ей более 40 лет. Если полностью провести перекладку сети — возникнут пробки, к тому же коммуникации будут стоить дороже, чем строительство новых зданий. Поэтому принято решение обойтись капитальным ремонтом, не трогая сети».

Всего на реконструкцию улицы с ремонтом сетей и трамвайной линии может уйти около 3 миллиардов рублей, тогда как капремонт обойдется в 700-800 миллионов. При этом он добавил, что в дальнейшем эти проблемы все равно выйдут.

Вообще, идей и проектов развития транспорта Ростова много — нужна политическая воля. А тот факт, что на обсуждение не пришел ни один из приглашенных городских чиновников, говорит о многом. Генплан тоже не панацея. Так, в плане 1971 года было прописано обширное развитие дорожной сети, а в документе 2008 года уже заложен метрополитен, однако реализовано лишь 17% от запланированного еще 25 лет назад. Стоит учитывать и то, что сегодня на экономику влияет частная собственность, ограничивающая использование городских территорий.

В ходе обсуждения специалисты пришли к выводу: строительство метро в Ростове и развитие сети наземного транспорта по стоимости будут примерно равными. Поэтому нужно определиться, чему отдать приоритет. Этот выбор решит и судьбу трамвайных маршрутов.

Элла ВАСИЛЕНКО

Выразить свое отношение: