В Ростовской области отменили выборы районных глав и депутатов
Оппозиция говорит об уничтожении представительной власти в регионе.
Пакет из четырех законопроектов был внесен на рассмотрение губернатором области Василием Голубевым. Базовый документ называется “О представительных органах и главах муниципальных районов и главах поселений в Ростовской области”. Согласно ему, в регионе вводится новый порядок формирования органов местного самоуправления. Если раньше депутаты района и его глава избирались народом, то теперь они будут назначаться. Новая схема выглядит так: депутаты сельских поселений избираются на прямых выборах, тут все по-прежнему. Председатель собрания депутатов поселения становится его главой, либо же руководитель назначается по контракту, в зависимости от устава поселения.
В состав районного собрания депутатов входят минимум два человека от каждой территории. Это глава поселения плюс кто-то из местных депутатов. Если поселение небольшое, то, возможно, несколько человек - число депутатов района должно быть не менее 15.
Изменится и порядок отбора глав районов. Теперь они будут назначаться по контракту по результатам конкурса. Половину конкурсных комиссий назначит губернатор, другую – собрание депутатов района. В поселении состав комиссии определит глава районной администрации и собрание депутатов поселения.
Новый закон будет применяться после истечения срока полномочий у конкретных глав поселений и депутатов, рассказала на заседании Заксобрания области руководитель комитета по законодательству Ирина Рукавишникова.
- Полномочия большинства глав истекают весной 2015 года, то есть уже осенью-зимой в поселениях состоится переход на новую систему. Выбор глав для назначения будет пока происходить на основе действующих депутатов поселений, - пояснила она.
По словам Ирины Рукавишниковой, изменить законодательство заставили мировые и российские тенденции в развитии самоуправления.
- На первый план выходят требования бесперебойной работы муниципального хозяйства. Чувствуется определенная усталость населения от растягивающихся политических процессов и бесконечной череды выборов, - отметила депутат. - Явка на них снижается. Недавно мне довелось участвовать в одном соцопросе: «Что бы я выбрала как житель Ростова - чистые улицы, отсутствие снега зимой на проезжей части - или участие в выборах мэра города?». Не знаю, как вы, но я выбрала чистые улицы и благополучие в городе.
Новый закон позволит оперативнее решать местные вопросы на территории, считает Василий Голубев.
- Теперь избиратели на уровне поселения смогут почувствовать ответственность за принятие решений, в том числе за выборы руководителя органа исполнительной власти, - заявил губернатор. - Если человек пошел работать во власть, то он должен служить людям. Если он будет делать это плохо – ему покажут на дверь.
Наконец, как уверяет Ирина Рукавишникова, назначение муниципальных глав по контракту позволит «деполитизировать управление муниципалитетом».
- Главы администраций будут соответствовать определенным требованиям, которые устанавливаются законом, - заявила г-жа Рукавишникова. - Это и наличие высшего образование, и стаж работы на руководящих должностях. Не секрет, что сейчас большое количество глав поселений не имеют высшего образования.
Как и стоило ожидать, против изменения прежней системы голосовали в Заксобрании коммунисты и «справедливороссы».
- Данным законом в регионе уничтожается представительная власть, - заявил во время слушаний руководитель фракции «Справедливая Россия» Сергей Косинов. - Исполнительная вертикаль, которая сегодня выстраивается, начиная с муниципалитетов, никогда не допустит, чтобы в состав депутатов вошли люди, которые говорят что-то не так, как все. Создается фильтр для оппозиционных депутатов. Мы обязательно будет обжаловать этот закон в Конституционном суде.
Некоторые депутаты долго спорили с Ириной Рукавишниковой.
- Снижение интереса к муниципальным выборам связано в первую очередь с тем, что их результаты предсказуемы! - возмущался коммунист Владимир Карпенко. - Не было бы этой проблемы, не пришлось бы закон принимать! Вы говорите о том, что новая схема позволит быстро менять неэффективного руководителя. Но в чем проблема? Когда власти очень сильно захотели, то наших товарищей Кондратенко и Золотовского (бывшие главы г.Новочеркасска и Обливского района области, вынужденные уйти со своих должностей досрочно - прим. ред) быстро убрали. Решаемый этот вопрос? Решаемый.
Впрочем, как уверяют депутаты от оппозиции, главная проблема сейчас даже не в том, что «несогласные» кандидаты не смогут попасть во власть. Дело в другом. Поскольку полномочия многих глав районов и собраний депутатов истекают в 2015 году, заменять их, по новому правилу, будут из числа действующих депутатов поселений. То есть с «низов». Далеко не все фигуры смогут полноценно заменить ушедших руководителей, читают коммунисты.
- Поселенческие депутаты - все хорошие, достойные люди, - говорит депутат от фракции КПРФ Игорь Беляев. - Но давайте признаем: глава района - это не совсем их уровень. Почти два года, до следующих выборов депутатов поселений в области будут работать недостаточно подготовленные люди.
На заседании Заксобрания присутствовали также и районные депутаты. Однако большинство из них отказывались от общения с журналистами: «Нас толком не спросили при подготовке законопроекта, что тут говорить», - таким был общий тон ответов. Хотя по редким репликам во время обсуждения законопроектов можно было понять: депутаты нововведений не слишком одобряют.
- Что бы я выбрал - чистые улицы или выборы? Чистые улицы и умного мэра, - так иронически прокомментировал слова г-жи Рукавишниковой один из них. А другой все же отметил лаконично: «Я считаю, что власть должна избираться народом".
- Реформа в целом повторяет мировые тренды, - комментирует изменения замдиректора Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета Дмитрий Абросимов. - Например, в большинстве американских городов есть наемные сити-менеджеры. Даже в росийском контексте Ростовская область - один из последних регионов, который проводит подобную реформу. На том же Ставрополье давно есть сити-менеджеры. Плюсы новой системы заключаются в том, что это позволит избежать конфликтов между разными уровнями власти, районным и муниципальным. А минус в том, что при такой системе наемным главой может стать человек, далекий от территории, не знакомый с ее спецификой. Считается, что новый порядок якобы отсекает оппозицию от власти. Но это не совсем так. Проблема в другом - у оппозиционных партий просто не хватает кадров, чтобы участвовать в выборах муниципальных депутатов. Те же коммунисты привыкли работать с большими территориями, претендовать на громкие посты. А новая система акцентирует внимание на низовом уровне. Это непривычно, конечно. Но хорошо для политической системы - это заставит партии менять методы своей работы.
По мнению ректора Института политических и медиаметрических исследований Алексея Федорова, люди устали не от выборов, а от “отсутствия альтернативы”.
- У нас выборы подменяют голосованием, - считает Федоров. - Люди хотят выбирать, это показывают наши исследования. Но у вас ведь как обычно происходит - “сверху” спускается кандидатура, чей-то хороший знакомый, и приходится за нее голосовать. Причем если такой “избранник” работает неэффективно, то его сложно снять. Теперь, конечно, сделать это будет гораздо проще. То, что губернатор берет на себя ответственность за назначение, - это хорошо. Но проблема в другом. В области нет реальной системы отбора сити-менеджеров. А назначить на все посты знакомых людей просто невозможно. Пока что главы районов, с которыми мне удалось пообщаться, настороженно относятся к новому закону. “Подождем, может, его и отменят”, - говорят они.
Напомним, ранее прямые выборы были отменены в области и в городских округах - теперь они так же назначаются из числа депутатов муниципалитета. Кроме того, в Ростове-на-Дону функции мэра разделили между собой глава города, являющийся председателем гордумы (Зинаида Неярохина), и глава администрации города, или сити-менеджер (бывший вице-губернатор Сергей Горбань). По мнению политологов, реальная власть оказывается при такой схеме в руках сити-менеджера. Именно он управляет коммунальным хозяйством муниципалитета и взаимодействует с правительством области. Вероятно, подобная же ситуация сохранится и в сельских территориях.
Тимур САЗОНОВ