Паруса в степи. Житель сухопутного Ставрополья мастерит яхты и ходит по волнам водохранилища

ПО статистике, на Ставрополье несколько тысяч водоёмов. Но всё это небольшие пруды, речки, по которым разве что на лодке-плоскодонке можно проплыть, да и то не везде. Есть, правда, несколько крупных водохранилищ. Но чтобы по ним плавали под парусами, я никогда не видел и не слышал.

А тут мне рассказали, что в посёлке энергетиков Солнечнодольске есть парень, который не только бороздит Новотроицкое водохранилище на яхтах, но сам же их и строит – для сухопутного Ставрополья уникальное явление.

Поплывёт – не поплывёт?

Алексей Парубец раньше служил, а сейчас работает вольнонаёмным в поселковом отряде МЧС, водит пожарную машину.

– В детстве я, конечно, мечтал о море, думал даже в мореходку поступать, – вспоминает Алексей Викторович. – Готовил себя к этой профессии. У нас в посёлке тогда была секция в ДЮСШ по гребле на байдарках и каноэ, куда я записался. А потом открылась база Ставропольской морской школы (да, была такая в сухопутном Ставрополе), здесь мы осваивали морское многоборье, в которое входило и плавание на шестивёсельных ялах. На них ставился парус.

В мореходку его отговорили поступать, в конце концов стал пожарным, но любовь к парусам осталась на всю жизнь.

Первую свою яхту он построил десять лет назад. Взялся – и сделал. Без всяких чертежей и расчётов, можно сказать, на глаз, по наитию. Из инструментов в его арсенале были только рубанок, молоток и стамеска. Получилась небольшая плос­кодоночка с поднимающимся килем – швертом. Назвал её «Мечта».

Вся пожарная часть с любопытством наблюдала за строительством. 

– Как там дела, Лёня? Когда спускать на воду будем? – пытали его сослуживцы.

И действительно, когда яхта была готова, недостатка в помощниках у Алексея не было, да и зрителей собралось несколько десятков. Всем было интересно: поплывёт – не поплывёт?

Поплыла, и ещё как!

– Все ходовые испытания выдержала на «отлично», – с гордостью говорит Алексей Викторович. – Очень шустрая и устойчивая лодочка получилась, длиной пять с половиной метров, на борт можно было брать до восьми человек. Многих я тогда ребят покатал. Но пришлось яхту продать, чтобы сына учить в институте.

Продал за бесценок, всего за 30 тысяч рублей, реальная цена раза в три больше. Но он не сильно горевал. Вскоре построил новую яхту. Эту уже мастерил по чертежам польской и немецкой яхт, взятым в интернете. У одной позаимствовал корпус, у другой – такелаж. 

Паруса сшил из белой джинсовой ткани. Шёлковые или синтетические слишком дороги для поселкового пожарного. Назвал новую яхту «Мотылёк».

«Жемчужина» – новый этап

Сейчас в гараже у Парубца на «стапелях» новая яхта – «Жемчужина». Это уже серьёзное судно: длиной семь метров, прогулочно-спортивного класса «Т-2», или «Дельфин». Алексей Викторович начал строить яхту 23 февраля, весной будущего года планирует спускать на воду.

Корпус уже наполовину готов. Делается он из фанеры толщиной 5 миллиметров, днище – из «десятки». Алексей использует берёзовую фанеру, хотя, конечно, лучше еловая водостойкая. Но она в два раза дороже, а берёзовая – 400 руб­лей за квадратный метр – ему по силам. Фанеру нужно ещё обклеить стеклотканью в пять слоёв. В качестве пропитки использует эпоксидную смолу с добавлением плиточного клея. Второй компонент – это его ноу-хау. 

Такой корпус лёгкий и прочный. Облегчил яхту ещё и за счёт шпангоутов. Они у Парубца из металлической трубы, а не деревянные, как предусмотрено в классическом варианте. Это тот случай, когда голь на выдумки хитра, трубу придумал ради экономии. Оказалось – весьма удачное решение.

Уже готово рулевое управление. Алексей собирается управлять яхтой один, поэтому рядом со штурвалом будут крепиться шкоты (канаты, с помощью которых управляют парусами).

– Шкоты удерживают специальные штыри – нагели. Если я замечу, что приближается шквал, выдерну нагель, и шкот размотается мгновенно, отпустив парус, яхта не перевернётся. Для устойчивости у меня будет балласт – песок в мешках. Словом, всё предусмотрено для безопасного плавания. Тут же, на рулевом, будет эхолот, включатель габаритных огней, – поясняет Алексей.

По волнам, но не морям

Один ставропольский любитель парусного спорта предлагал Парубцу строить яхты для коммерции. Но Алексей отказался:

– Не моё это. Я продавал яхты только потому, что нужны были деньги на жизнь. А специального бизнеса на этом делать не хочу. И планов у меня нет выходить в море со своей яхтой. У меня, кстати, в Сочи два товарища живут, которые помогают мне деньгами. Они мечтают приехать в отпуск домой и походить под парусами именно на Новотроицком, тянет к родным берегам.

На своём пути Алексей встретил довольно много людей, которые готовы бескорыстно помогать ему. Например, подруга жены берётся пошить ему паруса из тика. Опять же коллеги-пожарные ждут не дождутся, когда вновь смогут поучаствовать в спуске на воду нового судна. Энтузиазм Алексея заразителен.

– Меня уже приглашают с новой яхтой на одну из баз катать отдыхающих. Вот это моё. С удовольствием зарабатывал бы таким способом. Но для этого надо специальные права получить, на этот класс яхт они необходимы. Что ж, буду учиться.

Среди отдыхающих много людей, которые с удовольствием прогулялись бы по водной глади под парусом. Однажды к Алексею пришли молодые ребята, решили товарищу в честь женитьбы подарок сделать – прогулку на яхте. Товарищ-то оказался моряком-подводником с Северного флота. И вот парадокс: под водой бывал, а под парусом не ходил. Сбылась мечта моряка… среди знойных степей Ставрополья.

Но есть и такие, кому для романтики рубля жалко. Один, узнав, что Парубец за час прогулки на «Мотыльке» просил сто рублей с человека, возмутился: «Это ты что, за час восемь сотен заработаешь?» 

– А сколько берут за такие прогулки на черноморском побережье? – восклицает Алексей. – По сравнению с ними я катаю даром.

Очень хочется приобщать к парусной романтике ребятишек. Дети всегда бурно реагируют, завидев яхту. Вот и мечтает мастер со временем организовать в Солнечнодольске яхт-клуб для детей. А что? У него есть опыт и в строительстве яхт, и в управлении. Найдутся и другие энтузиасты, которые поддержат его. Например, знаменитый земляк, чемпион мира по тяжёлой атлетике Андрей Чемеркин уже одобрил его идею. Надо браться.



Сергей ИВАЩЕНКО, наш соб. корр.

п. Солнечнодольск,

Изобильненский р-н,

Ставропольский край

Фото автора и из архива Алексея Парубца 
Выразить свое отношение: 
Рубрика: Своими руками
Газета: Газета Крестьянин