Дети на Олимпиаде
Вторую неделю идёт Олимпиада в Пекине, и почти все главные новости – оттуда. Первые дни были похожи на эйфорию. Золото российского лыжника Александра Большунова, уверенное доминирование в командных соревнованиях по фигурному катанию. Справились на отлично все фигуристы, в том числе совсем юные – Марк Кондратюк, Анастасия Мишина, Александр Галлямов. А нашей 15-летней Камиле
Валиевой и вовсе после проката произвольной программы зрители аплодировали стоя. Мы праздновали второе золото, ждали выступления мужчин-одиночников в фигурном катании. И буквально накануне, 8 февраля, в интернете появилась новость, пока неофициальная: золотые медали команде до сих пор не вручены, потому как у одного из фигуристов российской сборной обнаружили в допинг-пробе какое-то запрещённое вещество. Причём изначально вообще речь шла о наркотиках.
На спортивных интернет-форумах тут же начались гадания, кто этот фигурист. Подозрения пали на Марка Кондратюка. Почему? Парень не только «живёт» на катке, но ещё и серьёзно занимается живописью.
Художник, богема. А у них, сами понимаете, что может быть...
В неведении народ оставался ещё сутки, при этом Олимпийский комитет России называл информацию вбросом, чушью и сплетней. А 9 февраля появилась официальная информация от МОК: российский фигурист, у которого проблемный тест, – это юная суперзвезда 15-летняя Камила Валиева, наша Ками, как её называют болельщики. Лично я испытала не просто шок – потрясение. И не потому, что поклонница
Камилы. Вовсе нет, мне больше нравятся мужчины-одиночники. Просто именно на эту девочку возлагались большие надежды российской «фигурки». Камила нам принесла самые высокие баллы в командных выступлениях и, несомненно, рассчитывала в Пекине на золото в личке.
Тренер Этери Тутберидзе долго молчала, затем назвала произошедшее «сплетней». Впрочем, прошли ещё сутки, и тут уже пришлось и нашей стороне признать: да, допинг-проба спортсмена дала положительный результат на триметазидин. Всё-таки не чушь и не сплетня.
Не буду подробно описывать возгласы американцев по поводу «украденного золота» – в командных соревнованиях они шли вслед за нами. И о том, как чуть ли не вся мировая общественность следила за слушаниями спортивного арбитражного суда (CAS) по делу о допинге российской фигуристки. Многие переживали за Камилу ещё и как за ребёнка: девочке 15 лет – и такой удар. Кто мог её «накормить» этим дерьмом? Ведь факт остаётся фактом – триметазидин таки был в этой пробе. По словам экспертов, в лаборатории не знают, чья именно проба, поскольку они все под номерами. Так что подтасовка исключается.
Возникает другой вопрос: если наш вундеркинд ещё ребёнок, то что она делает на этих соревнованиях? Один из спортивных блогеров написал: когда Валиева выигрывает золото на взрослых соревнованиях, получает престижные контракты на рекламу – она взрослая фигуристка. А когда обнаружили триметазидин – она ребёнок. А потому её нужно понять и простить. Хотя наш Олимпийский комитет пообещал провести расследование. Да, слава богу, юное дарование допустили к личным соревнованиям, но ещё неизвестно, чем в итоге всё закончится. Мы знаем, что США так просто эту ситуацию не спустят на тормозах
– Олимпийский комитет этой страны уже сделал соответствующее заявление.
Между тем буквально на днях совет Международного союза конькобежцев (ISU) вынес на конгресс организации 2022 года предложение о поэтапном поднятии возрастного ценза в фигурном катании. Предложение было основано на данных, полученных от медицинской комиссии ISU по данному вопросу. Совет предлагает оставить возраст выхода во взрослые состязания во всех дисциплинах без изменений (с 15 лет) в следующем сезоне и начать поднимать его с сезона-2023/2024 — до 16 лет, а с сезона-2024/2025 — до 17. Как и в нынешних правилах, фигуристу нужно достичь требуемого возраста до 1 июля текущего года.
«Совет ISU пришёл к выводу, что ради защиты физического и ментального здоровья наиболее необходимым изменением будет постепенное увеличение планки выхода на взрослый уровень с 15 до 17 лет. Это постепенное внедрение позволит фигуристам адаптироваться к новым ограничениям и избежать ситуации, когда фигуристы, которые уже соревновались на взрослом уровне, будут вынуждены вернуться в юниоры», — говорится в пояснительной части предложения. Ранее с инициативой поднятия возрастного ценза в фигурном катании (в одиночных дисциплинах — с 17 лет, в парных — с 16) выступила Норвегия. Её предложение также находится в повестке конгресса, однако инициатива совета ISU имеет гораздо более высокий статус, так как основана на внутренних опросах и данных медицинской комиссии.
Комментарии, как говорится, излишни. А ситуация с Валиевой доказывает, что это действительно необходимо. Потому как 15-летний ребёнок стал разменной монетой в игре взрослых.
Елена СЕМИБРАТОВА,
корреспондент