Главное – отчитаться

Недавно директор одной из сельских школ в Ростовской области мне откровенно сказал: нужно столько бумаг постоянно отсылать в районный отдел образования, что просто голова кругом. «В 1990-е, когда я пришёл работать в школу, было легче. Раз в месяц отчёт подготовил – и всё. А сейчас столько писанины, что детьми заниматься некогда. Некогда! Постоянно сидим за компьютером, что-то печатаем».

Впрочем, не только от директора школы это слышала. В детском саду воспитателю нужно каждый день заполнять дневник, где он подробно должен изложить, чем дети занимались в течение дня: что читали, рисовали, лепили. Прямо целое домашнее задание! При этом не факт, что воспитатель действительно этим занимался с малышами. Главное — отчитаться. Какое-то королевство кривых зеркал. 

На огромную бумажную работу жалуются и врачи. Знакомый детский нейрохирург, с которым я сидела в кабинете после окончания приёма, показал на огромную стопу документов и бумаг: «Столько нужно сегодня ещё заполнить…» А ещё этот доктор оперирует, лечит, консультирует.

Загруженность наших бюджетных специалистов бумажной работой такая, что им уже не до человеческих чувств. Вовремя не отчитаешься — можешь остаться без премии. А деньги нужны всем. Однажды одна из родительниц пожаловалась: «Иду по школьному коридору, вижу девочку лет десяти, которая стоит и плачет. Была перемена, мимо идут школьники и учителя. И никто не спрашивает ребёнка, почему. Мы настолько погрязли в бумагах, выписках, отчётах, что человека не замечаем». 

У воспитателя нет времени на ребёнка, у доктора — на пациента. А сколько контролирующих органов, которые проверяют эти отчёты, расплодилось за последнее время и которых содержит госбюджет? Просто уму непостижимо, кому это нужно. Может, пора перенять опыт у наших дедушек и бабушек времён СССР?

Компьютеров и интерактивных досок тогда не было. Зато в пионерской комнате, куда можно было прибежать на перемене, поговорить с вожатой, поиграть на барабане (куда без них!), обговорить мероприятия, всегда весело и многолюдно. А сейчас в каждой школе психолог, к которому детей насильно не затянешь. «Мама, нам психолог выдал бланки, заполни их», – говорит мой ребёнок. Заполнили. Галочки и крючочки поставили. Только вот толку опять-таки от этих бумаг! Психологов в нашем советском детстве в школах не было, зато пионерская, комсомольская жизнь бурлила вовсю. И мы не могли представить, чтобы кто-то в стенах школы ругался матом, это запредельно. И уж точно учителя не проходили мимо плачущего ребёнка…