Один в Думе
Госдума РФ восьмого созыва ещё и месяца не отработала, а уже скандал: «Единая Россия» исключила из своих рядов депутата Евгения Марченко, который бесстыдно проголосовал против проекта федерального бюджета – тогда как в партии договорились голосовать «за».
«Единой России» не раз приходилось отказываться от своих функционеров: когда они устраивали дебоши, садились пьяными за руль, приседали на фоне гробов, заявляли, что маленькие пенсии получают «только алкаши и тунеядцы», или предлагали пожарным «подпрыгнуть» за ключами от служебных авто. Но такого – чтобы депутата наказывали за несогласие с генеральной линией – ещё не было.
Роковое для Марченко заседание состоялось 28 октября. Он был единственным из 326 депутатов «Единой России», который не одобрил проект федерального бюджета. Дерзкую выходку решили разобрать на партийном комитете по этике, причём его глава Евгений Ревенко пообещал добиться «самых жёстких санкций» в отношении нарушителя партийной дисциплины.
– Голосовать против одобренного фракцией бюджета страны, который основан на прямых поручениях президента и миллионах наказов избирателей, недопустимо ни одному депутату «Единой России», – заявил секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак. – Мы системная ответственная партия, а не клуб по интересам. Подобные факты должны жёстко пресекаться. Не нравится – до свидания.
Оставаться в партии Евгений Марченко и не собирался. А после происшествия признался, что в целом-то бюджет одобрял, но был возмущён тем, что накануне, во время встречи с министром финансов
Антоном Силуановым, ему не позволили задать вопрос о строительстве Центра высокотехнологичной помощи при педиатрическом университете в Санкт-Петербурге. Четвёртый год Марченко настаивает, что клинике требуется новое здание (нынешнее построено ещё в 1905 году), и в этот раз тоже «тянул руку», но глава фракции Владимир Васильев слова ему не дал. Вот и решил депутат высказать свой протест, нажав кнопку «против», когда должен был «за».
Инцидент заставил российский парламент пуститься в философские размышления, есть ли вообще у депутата право на личное мнение или надо во всём следовать руководству партии. Представитель КПРФ Олег Смолин даже вывел градацию «свободы» депутата в зависимости от способа попадания в Госдуму.
– Если депутат избран по партийным спискам, он обязан прежде всего партии; а если по одномандатному округу, то есть народом, его обязательства перед избирателями выше обязанностей перед партией, – объяснил Смолин.
Кому обязана партия, Смолин уточнять не стал.
Впрочем, его вредную теорию всё равно никто всерьёз не воспринял. Ведь партийная принадлежность для того и нужна, чтобы депутат в любой непонятной ситуации мог действовать так, как скажет фракция.
А вот беспартийному Марченко теперь можно только посочувствовать: если после всего произошедшего его оставят в Госдуме, бедняге на каждом заседании придётся ломать голову, какой законопроект россиянам будет во благо, а какой – во вред. Хотел быть за народ? Получай!