Бюджет не пойдёт в народ

«Ледниковый период» в пенсионной системе продолжается. На прошлой неделе Госдума проголосовала за то, чтобы продлить заморозку накопительной части пенсии до конца 2023 года. Таким образом, временная мера, которая – с извинениями – вводилась на год, растянется на десятилетие. И извинений больше не слышно.

Причина, по которой наши отчисления снова замораживают, с 2014 года не изменилась: у Пенсионного фонда России не хватает денег на всех действующих пенсионеров. Раньше дыру в бюджете ПФР латали за счёт государственной казны, но она оказалась не резиновой, и блестящие умы в правительстве предложили хитрую схему по заморозке: те 6% зарплаты, что должны были идти на индивидуальный пенсионный счёт работающего гражданина, уже шесть лет сбрасывают «в общий котёл», из которого всё перечисляется нынешним пенсионерам.

Когда эту комбинацию применили впервые, всё списали на присоединение Крыма и финансовый кризис. Минэкономразвития обещало, что мораторий на накопления принят всего на год. Но в 2015-м история повторилась.  

«Мне стыдно за решение о про­длении моратория… Оно вредное для экономики (если это вообще аргумент), означает отказ от использования этих денег в экономике в принципе, а не только в 2015 году. И потом, мы всем обещали, что заморозка распространится только на 2014 год. Я прошу у всех прощения за глупости, которые мы делаем, и за то, что мы не дорожим своим словом», – написал в 2014 году на своей странице в соцсети замминистра экономического развития Сергей Беляков. За что был тут же уволен.

С тех пор заморозку продлевают и продлевают. Никто не извиняется и ничего толком не объясняет. Мотив у правительства всегда один – миллиарды, которые государственная казна сэкономит на траншах Пенсионному фонду. В 2023 году, например, размер такой экономии благодаря заморозке составит 669,3 млрд рублей.

И никто ведь не уточняет, что эта «экономия» – деньги, которые государство фактически занимает у будущих пенсионеров. Те, кто сейчас работает и отчисляет по 6% в пользу нынешних стариков, однажды тоже выйдут на пенсию. Где тогда ПФР будет брать средства? Снова займёт у молодого поколения? Отрежет от зарплат наших детей? А если этого не хватит? Учитывая демографические ямы, такое вполне может быть.

В Минфине, похоже, на эту тему тоже размышляют, потому что глава ведомства Антон Силуанов уже проанонсировал создание в России  некой «системы добровольных пенсионных накоплений».   

– Людям надо создавать возможности, чтобы они накапливали себе на пенсию, – объяснил Силуанов.

Теперь, видимо, работающим россиянам предложат, чтобы не помереть с голоду на старости, отрезать от зарплаты ещё больше: «принудительные» 22% – на пенсии действующим пенсионерам, и ещё сколько-нибудь «добровольных» процентов – уже на собственную пенсию. Отчислять, так сказать, на себя и на того парня (вернее, на того деда).

А если кто заикнётся про замороженную накопительную часть, если кто спросит, зачем отнимать накопления работающих, когда можно платить пенсионерам напрямую из федерального бюджета, то таким умникам заранее ответил врио губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярёв. Что нет, мол, никаких народных денег, а есть деньги бюджетные, которыми распоряжаются избранный народом президент и избранная народом Государственная Дума.

– Поэтому не надо вот этого, народных денег уже давно нет. Народные они, ещё когда налоги платят. А дальше они бюджетные, – заявил Дегтярёв.
И никто его за это не уволил.

Александра КОРЕНЕВА