Давайте, ребята, на амбразуры
Медикам, спасающим людей от коронавируса, собираются ставить памятник – возможно, что и в Ростове. Инициатор этого проекта, российский миллиардер Игорь Рыбаков, говорит, что уже и место для увековечивания врачебного подвига подыскивают. Правда, самих врачей почему-то не спросили: хотят ли они увековечиваться? Может, им больше бы понравилось, если бы немалые деньги, которые в разгар пандемии пустят на срочно понадобившийся памятник, потратили бы на средства защиты? Глядишь, и необходимости в подвигах бы поубавилось – осталась бы тяжёлая, но, в общем, штатная работа.
Кстати, сами медики уже придумали, как сохранить имена своих коллег, которых убил коронавирус, причём без всяких капиталовложений. В интернете появился ежедневно (увы) обновляемый Список памяти. «Правильную статистику ведут официальные лица, они могут делить умерших на правильных и неправильных, с положительным анализом или отрицательным, больных и здоровых, поздно обратившихся и вовремя обратившихся… Мы включаем в список, руководствуясь простыми критериями: 1) медицинский работник, 2) умер в период эпидемии от причин, так или иначе связанных с КОВИД-19… Делить на погибших на фронте и умерших в тылу не будем», – объясняют составители списка. «Это про память, а не про статистику», – подчёркивает один из них – известный кардиолог Алексей Эрлих.
Сегодня в Списке памяти 160 фамилий – от санитарки до главврача. (Для сравнения: за весь период пандемии в России умерли около двух тысяч человек.) Мог ли этот список быть короче, если бы все российские врачи на 100% были обеспечены средствами защиты?
«Работа врача, разумеется, включает некий кодекс чести, благородства, самопожертвования, ну, и всё такое, это не некие высокие слова, а естественное, сформированное ежедневным опытом состояние психики. Но это не значит, что его надо нагло эксплуатировать… А вот теперь у нас КОВИД. И население (не все, не все) взвыло: давайте, ребята, на амбразуры… Но вот если мы, например, не захотим оставлять сиротами своих маленьких детей или вдруг нам не выплатят причитающуюся и обещанную плату за страх, то мы будем уходить, как и все бы ушли, и претензии просим предъявлять к тем, кто сносит больницы, устраивает давки в метро и врёт в глаза о благополучии». Эта запись в фейсбуке Николая Алипова – доктора медицинских наук, профессора Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова, наделала много шуму в медицинском сообществе и не только.
Врачи вынуждены сейчас работать в экстремальных условиях – от этого никуда не деться. Но многие из них ещё и оказываются перед абсурдным выбором: чего больше бояться – вируса или начальственного гнева? Идти в заражённую зону без СИЗов (средств индивидуальной защиты)? Или бить во все колокола, требуя защитных костюмов и человеческого отношения? Так вот, похоже, что большинство российских медиков сильней любой заразы боятся своего руководства: вирус, может, ещё пощадит, а начальник – вряд ли.
Эндокринологу из Сочи Юлии Волковой грозит штраф до 100 тысяч рублей за «дестабилизацию обстановки» и «распространение паники»: она записала видео с просьбой обеспечить медиков средствами индивидуальной защиты… Фельдшера из Воронежской области Александра Косякина обвинили в распространении фейков по свежепринятой статье 207.1 УК РФ: он написал на своей странице вконтакте, что ему и его коллегам приходится выезжать к лихорадящим больным без надлежащей защиты – в обычных марлевых масках и хирургических халатах... Неудивительно, что многие их коллеги предпочитают молчать.
Помогает? Не очень. Так, администрация Кемеровской областной клинической больницы издаёт приказ, согласно которому сотрудников, заразившихся коронавирусом, можно наказывать выговорами, штрафами, а можно просто уволить по статье «за совершение дисциплинарного проступка». Приказ, правда, уже отменили, а прокуратура проверяет, каким образом он появился на свет.
А в Санкт-Петербурге творчески переосмыслили президентский указ о дополнительных выплатах медикам, заразившимся коронавирусной инфекцией, и их семьям в случае смерти. Специальная комиссия будет определять «степень вины» заболевшего или умершего в процентах – и соответственно снижать сумму компенсаций. Попёрся в «красную зону» без должной защиты? Сам виноват. И нечего жаловаться, что защиту не выдали – по документам, в твоей больнице СИЗов просто завались.
Анна КОЛОБОВА
ОТ РЕДАКЦИИ
Врачи и журналисты оказались в одной связке: уж мы-то хорошо знаем, что такое обвинение в «фейках», «клевете», «оскорблении чести и достоинства», моментально возникающее после критических материалов, задевающих интересы «важных лиц». Так возник проект «Скорая журналистская помощь», запущенный объединением СМИ «Синдикат-100».
«К сожалению, открытые обращения медиков из разных регионов показывают, что существует проблема утаивания информации о дефиците СИЗов в больницах, либо руководители медучреждений сознательно экономят средства индивидуальной защиты, ставя под угрозу здоровье своих медработников… Одновременно с этим ведётся жёсткая борьба с теми медработниками, которые стремятся добиться справедливости и открыто рассказывают о существующих проблемах… Мы понимаем ваш страх быть уволенными или подвергнуться другим санкциям и преследованиям за публикацию объективной информации, которая противоречит отчётам начальства. Нам не нужны публикации ради публикаций, мы не гонимся за сенсациями и скандалами», – пишут авторы проекта и предлагают всем медикам, столкнувшимся с нехваткой средств индивидуальной защиты, сообщать об этом анонимно. Заполнить анкету и оставить обращение можно здесь.